Летнее чтение — по умолчанию легкое чтение. Эта
аксиома так прочно угнездилась в головах и читателей, и издателей, что
никто уже на задумывается, почему, собственно, отправляя в отпуск тело,
мы непременно должны отправить туда еще и голову. Между тем, летом
просто у многих становится чуть больше времени, которое можно
инвестировать, в том числе, и в чтение. Составляя список свежих
(и относительно свежих) книг на лето, я не пыталась соответствовать
критерию «легкости», хотя и такие тут тоже найдутся. Это просто книги,
которые имеет смысл почитать — раз уж выдалась пара более-менее свободных недель.
Элис Манро. Давно хотела тебе сказать. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус , 2015
Лауреат Нобелевской премии канадка Элис Манро — одна из лучших ныне
живущих писателей и, безусловно, лучшая в мире сочинительница рассказов.
Ее новый сборник — коллекция историй о прошлом и о тех знаках, которые
оно посылает настоящему. Две сестры в городке на берегу озера,
нарушенное обещание, странная — словно бы отложенная на годы — смерть.
Случайное знакомство в самолете, перерастающее в долгий и не особо
счастливый брак. Давняя поездка городской девочки к деревенским
родственникам, вскрывающая целые пласты семейной истории — очевидной
и все равно щемящей. Совсем простые, обыденные истории — и при этом
ощущение чуда и стопроцентной подлинности в каждой строчке.
Дидье ван Ковеларт. Принцип Полины. М.: Фантом-Пресс , 2015
Роман Дидье ван Ковеларта «Принцип Полины» можно назвать легким
только в том смысле, что он очень легко читается — но ни в каком другом.
Рассказанная в нем история необычного любовного треугольника — писателя
Куинси, продавщицы Полины и преступника Макса — это универсальная
по своей сути история юности, сложным и непредсказуемым образом
прорастающей в зрелость. Трое героев знакомятся ледяным зимним вечером
в следственном изоляторе провинциальной тюрьмы, и возникшая между ними
связь оказывается на диво прочной. Неоднократно поменявшись ролями,
изменившись до неузнаваемости, сойдя с ума, сделав головокружительную
карьеру, влюбившись и разлюбив, они так и останутся вместе даже через
двадцать лет — хотя и в совершенно ином качестве.
Кен Фоллет. Зима мира. М.: Эксмо, 2015
Если кто в мире и умеет писать мощные, просторные, многолюдные романы-эпопеи,
то это, конечно, Кен Фоллет. «Зима мира» — вторая часть его трилогии —
ни много ни мало обо всем ХХ веке. На сей раз в фокусе авторского
внимания самая, пожалуй, драматичная — серединная — его часть. Персонажи
на любой вкус (в основном, конечно, американцы и англичане, дети героев
первой части — но это знать не обязательно); пространство действия —
от Калифорнии до Восточного фронта; жанр — от семейной саги
до шпионского триллера и мелодрамы; время действия — с тридцатых
по пятидесятые годы, от прихода к власти нацистов до начала холодной
войны. Почти тысяча страниц, в которых можно заблудиться, и — что
приятно — без этических оценок, нравоучений и сведения исторических
счетов. Просто очень большой и увлекательный исторический роман,
которого при разумном использовании может хватить на целое лето.
Андрей Аствацатуров. Осень в карманах. М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2015
Петербургский филолог Андрей Аствацатуров всегда пишет, по сути дела,
одну и ту же книгу, поэтому если вам пришлись по душе «Люди в голом»
и «Скунскамера», то и «Осень в карманах» понравится не меньше.
Лингвистические шутки разной тонкости (или, напротив, толщины), забавные
анекдоты из питерской жизни, несколько напускная меланхолия и,
конечно же, филигранно выстроенный образ главного героя — хлипкого,
наблюдательного, трогательного и вместе с тем желчного лузера-очкарика ,
интеллигента, по его собственному выражению, «в четвертом поколении».
Собранные на этот образ, как на живую нитку, истории от «как я научился
писать букву „М“» до «как я ездил на Капри в прошлом году» обретают
целостность и композиционную стройность. И главное — правда же, очень
смешно.
Валерий Бочков. К югу от Вирджинии. М.: Эксмо, 2015
Современная отечественная литература редко пишется для бесхитростного
читательского удовольствия, но роман Валерия Бочкова — приятное
исключение из этого правила. Русская интеллектуалка мисс Рыжик
заканчивает престижный американский университет, однако единственное,
что светит ей после столь блестящего жизненного этапа, — это работа
учительницы в американской глубинке. Данциг, штат Теннесси, должен стать
для Рыжик местом погребения заживо, однако вопреки ожиданиям
оказывается городком в высшей степени нескучным. Дурацкая интрижка
с учеником, суматошные школьные будни, кладбищенская мистика (сначала
ловко оборачивающаяся обманом, а после опять мистикой), столкновение
ментальностей, поиск исторических корней и культурной идентичности,
фантасмагорические встречи — все как бы не совсем всерьез, но очень
хорошо написано, остроумно и динамично. Помимо прочего, «К югу
от Вирджинии» — еще и важный литературный эксперимент: в обход
эмигрантского надрыва Бочков напрямую скрещивает психологизм серьезной
русской прозы с бодростью американской беллетристики, получая вполне
жизнеспособный гибрид.
Татьяна Толстая. Девушка в цвету. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015
Татьяна Толстая — единственный, пожалуй, автор, по отношению
к которому гастрономические метафоры — это не пошлость, но суровая
жизненная необходимость. Татьяна Никитична пишет поразительно вкусно —
причем не только тогда, когда повествует о своих любимых щах-борщах-майонезах ,
но и вообще всегда. Да и весь ее литературный типаж — это типаж
хлебосольной, но вместе с тем и рачительной хозяйки: каждый новый текст
непременно идет в дело, а на гарнир к нему подаются старые добрые хиты,
давно знакомые, но еще не вовсе заветрившиеся. Нынешний сборник «Девушка
в цвету» устроен по тому же принципу. Новая повесть или скорее длинный
рассказ — собственно «Девушка в цвету» (про юность автора) в качестве
тизера, несколько старых текстов для балласта и множество мелких заметок
из блога на десерт. Конечно, обидно покупать то, что уже есть
в библиотеке (и хорошо, если только в одном экземпляре), ну, а что
поделать — тексты-то отличные. И более того, в новом антураже звучат чуть-чуть по-новому — ни дать ни взять вареная курица из бульона, обретающая вторую жизнь в салате «оливье».
Тумас Шеберг. Ингмар Бергман: жизнь, любовь и измены. М.: АСТ: Corpus, 2015
Биография режиссера Ингмара Бергмана, написанная шведским писателем
и журналистом Тумасом Шебергом, однозначно проходит по разряду guilty
pleasures. Несмотря на то, что автор всерьез поработал с архивами,
перелопатил кучу писем, записал несколько десятков интервью и в самом
деле извлек на свет массу новой информации, получившаяся в результате
книга несет в себе ощутимый привкус таблоида. Отношения с семьей
и родителями, грехи и увлечения юности (в том числе, увлечение
фашизмом), многочисленные романы, браки, дети (свои и чужие) — великий
Бергман у Шеберга выглядит вовсе не великим, зато невероятно живым
(возможно, слишком живым), а вся его жизнь, по утверждению автора,
сводится к «коктейлю любви, секса и обмана». Читать такое немножко
неловко, как будто в замочную скважину подглядываешь, но — чего греха
таить — увлекательно.
Николай Свечин. Роковые числа. М.: Эксмо, 2015
Николай Свечин — это такой Борис Акунин сегодня, только пишет гораздо
лучше, а вот интригу строит несколько хуже. Так что если вам еще
не надоели исторические детективы из старорусской жизни, то Свечин —
безусловно, лучшее, что можно найти в этой нише. Нынешний роман — третий
в сериале о юном нижегородском сыщике Алексее Лыкове и его мудром
наставнике Павле Благово. На сей раз герои переезжают из родного Нижнего
в Петербург — их пригласили ловить маньяка, преследующего беременных
женщин. Однако дело это оказывается диковинным образом связано
с основами русского самодержавия, и героям предстоит противостоять уже
не только обычным бандитам «из низов», но и влиятельным злодеям самого
высокого ранга. Перестрелки, интриги, двойные агенты и много-много слов вроде «петлица», «городовой» и «милостивый государь» — впрочем, все сугубо по делу, не придерешься.
Сыщики от бога. М.: АСТ: Corpus, 2015
Придуманный Честертоном простодушный патер Браун, а также его
отечественная коллега, акунинская монахиня Пелагия — далеко
не единственные носители духовного звания в мировом детективе.
У служителей господа свои счеты со злом, и они вполне способны указать
Сатане его место. Подтвердить это призван нынешний сборник — третий
(после «Не только Холмс» и «Только не дворецкий») в серии всенародно
любимых «винтажных» детективов. Герои «Сыщиков от бога» — легкомысленная
католическая монахиня, въедливый молодой раввин и суровый
пресвитерианский священник — ведут свои расследования, надеясь на бога,
но и сами отлично умеют не плошать — к полнейшему удовольствию читателя.
Грэм Джойс. Как бы волшебная сказка. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус , 2015
Роман британского «магического реалиста» (бывают, оказывается,
и такие) Грэма Джойса — в самом деле волшебная сказка, без всяких
«как бы», просто с небольшим бонусом в виде дополнительной
психологической линии. Двадцать лет назад юная Тара ушла в лес —
и не вернулась. Все поиски девушки (или ее тела) не увенчались успехом,
ее родители Делл и Мэри, а также брат Питер пережили все положенные
стадии утраты — от отрицания до принятия, и жизнь пусть не сразу,
но потекла своим чередом. Однако однажды морозным рождественским
вечером, где-то между запеченным гусем и десертом, Тара
появилась на родительском пороге — не постаревшая ни на день и явно
не отдающая себе отчета в том, сколько же времени ее не было. С этой
точки роман потечет по двум руслам: с одной стороны, это воспоминания
Тары о том, что она видела и пережила в волшебной стране фей, с другой —
чувства ее родных, которым предстоит заново перекроить свою налаженную
жизнь, чтобы дать в ней место пришелице из далекого полузабытого
прошлого. И то, и другое — занимательно само по себе, а в комплекте —
так просто захватывающе.
См.: https://meduza.io/feature/2015/06/05/vneklassnoe-chtenie-tolstaya-follet-manro-i-drugie
Немає коментарів:
Дописати коментар