неділю, 29 вересня 2013 р.

7 фильмов, которые нужно посмотреть каждому карьеристу.

В  прокат выходит «Джобс: Империя соблазна» – биографическая драма про то, как глава Apple изменил мир.  Предлагаю еще  шесть других основанных на реальных событиях фильмов, которые непременно стоит посмотреть всем бизнесменам и карьеристам.

 «Джобс: Империя соблазна»/ режиссер Джошуа Майкл Штерн / США, 2013


Байопик про Стива Джобса сделан не с помощью какого-то кинематографического iOS, а на той же операционной системе, что и любая голливудская биография. Это стандартная драма, собирающая личность героя из событий-пазлов: студенческих лет, первых предпринимательских опытов, путешествий, совещаний, презентаций, офисных интриг и семейных сцен. 
Никаких открытий фильм не делает, зато учит здоровой наглости, без которой ботаников бы никогда не пустили делать бизнес. А заодно воспевает дерзость юности и указывает на важность воспитания в себе так называемого латерального мышления. Этот тип логики лучше всего исследовал удивительный американский ученый Эдвард де Боно; если вкратце, латеральное мышление – это вполне тренируемая способность видеть то, чего не замечают другие, реагировать на внешние раздражители быстро, оригинально и эффективно. Джобс такими навыками обладал, а еще умел впитывать и фильтровать для пользы своего бизнеса любые входящие данные – семейные, географические, культурные.
Вдобавок в «Джобсе» ярче, чем в других подобных фильмах, сияет напарник героя, в данном случае – Стив Возняк. Хорошее напоминание о важности делегирования полномочий и о том, что великие дела – Google, Microsoft, Facebook, Apple – почти невозможно совершать в одиночку.

«Линкольн»/ режиссер Стивен Спилберг / США, 2012


 Фильм Стивена Спилберга можно смотреть как историческую драму, а можно – как историю о дилемме управленца. Президент Линкольн – глава огромной организации. Ее акционеры – конгрессмены и избиратели – требуют конкретного решения: принятия капитуляции конфедератов и прекращения Гражданской войны. Но Линкольн считает, что в долгосрочной перспективе американцам нужно кое-что, что они пока не готовы принять за абсолютную ценность, – отмена рабства. Поскольку в ситуации мира, когда мятежные южные штаты вернут себе представительство в конгрессе, этот законопроект не реализовать, Линкольн принимает сложнейшее в своей жизни решение: продолжать войну, оплачивая трупами соотечественников каждый день политической возни. Конгрессменов на свою сторону он тоже переманивает не только пламенными речами: каждый голос подкреплен сложными системами договоренностей и уступок. Порой доходит даже до шантажа и давления.  Линкольн, таким образом, придерживается сразу двух моделей лидерства. С одной стороны, он уставший, мудрый, высохший, служитель нации, аскет-идеалист, со всеми ведущий себя как равный. С другой – жесткий и расчетливый функционер. Самое большое искусство здесь в том, чтобы носить две маски одновременно.

 

«Кон-Тики»/ режиссер Йоахим Рённинг и Эспен Сандберг / Норвегия, 2012



Норвежский фильм 2012 года о путешествии Тура Хейердала и его соратников из Южной Америки в Полинезию. «Кон-Тики» – название примитивного деревянного плота, на котором плыли через океан ученые. Рискуя своими жизнями, они пытались доказать, что тем же маршрутом тысячи лет назад могли перемещаться целые народы. Фильм, впрочем, не столько о науке, сколько о предпринимательстве: в нем подробно и красочно описана каждая стадия экспедиции. Проверка гипотез. Разработка прототипа. Поиск инвесторов. Связи со СМИ. Наем людей. Кризис-менеджмент. Тренинги боевого духа. «Кон-Тики» был настоящим бережливым стартапом задолго до того, как эту технологию описали Эрик Рис и Стив Бланк. А Хейердал – не только бесконечно харизматичным лидером, но и дотошным стратегом, перфекционистом на всех этапах авантюры. 
Фильм наполнен описанием конкретных деловых уловок, но и пропитан романтикой благородного дела, за которое герои готовы отдать жизнь. Маленький кораблик посреди океана – все еще одна из сильнейших метафор на свете.
 

«Мистер Селфридж» (ТВ-сериал)/ режиссер Эндрю Дэвис / Великобритания, 2013



Документальная, но художественно приукрашенная история об американском бизнесмене, владельце сети моллов, в 1909 году переехавшем в Лондон, чтобы открыть там свой мегамаркет. Поскольку в Англии в те времена была совсем другая, чем в США, культура торговли, герой в каждой серии разбивает лбом очередную стену, преодолевая сопротивление и скепсис британцев.
Мистер Селфридж – дикий харизматик, мастер принятия решений, гибкий тактик и дальновидный стратег; умелец говорить вдохновляющие сотрудников речи, настоящий бренд-евангелист, ставший таковым задолго до изобретения этого термина. Кроме этого, каждая серия – набор интереснейших кейсов по управлению персоналом, мерчендайзингу товаров, художественному оформлению торговых площадей, коммуникациям со СМИ. Герой использует любое событие в Лондоне во благо своего бизнеса. Если мимо магазина маршируют суфражистки, он, взвесив все риски, наряжает манекены в витринах, чтобы выразить им поддержку. Если Конан Дойл выпускает новую книгу, то автограф-сессия проходит именно в Selfridge’s. Если приезжает балерина из России, она становится лицом марки.
Словом, не шоу, а мощный генератор деловой энергетики.
 

 

«Крах неприемлем: спасая Уолл-стрит»/ режиссер Кёртис Хэнсон / США, 2011

«Крах неприемлем» – не столько художественный фильм, сколько журналистское расследование. Притворившись министром финансов США, главой Lehman Brothers и председателем ФРС, известные актеры пытаются воссоздать мотивы, двигавшие этими ньюсмейкерами во время ипотечного кризиса в США. Телефильм канала HBO может быть чрезвычайно интересен финансистам и обычным людям, пытающимся понять степень своей зависимости от компетентности чиновников и топ-менеджеров заокеанских корпораций. Это захватывающее, заставляющее постоянно кликать на «паузу» и думать исследование. Кроме рефлексии по событиям 2008 года, фильм интересен как хроника судорожных действий в условиях ухудшающейся ситуации, в которых гораздо чаще, чем целые страны, оказываются частные компании и обычные люди. Здесь поучительно все: моторика принятия решений; то, как герои сами себя загоняют в логические ловушки; то, как мозг отключается перед сложными задачами. «Крах неприемлем» хорошо сочетается с книгой «Черный лебедь», сумевшей предсказать кризис за год до его наступления – при том что главная ее идея как раз в том, что ситуации неопределенности можно анализировать лишь в ретроспективе, а на практике будущее предугадать невозможно.
 

 

«Проклятый Юнайтед»/ режиссер Том Хупер / Великобритания, 2009


 Футбольный тренер Брайан Клаф – культовая для британцев фигура. Начинал Клаф полевым игроком в несоответствующей его уровню команде «Мидлсбро». Затем стал лучшим бомбардиром страны в «Сандерленде». В разные периоды тренерской карьеры брал под свое начало скромные клубы «Дерби Каунти» и «Ноттингем Форрест» и ставил с ними немыслимые рекорды. Первую команду он вывел в высший дивизион и сделал чемпионом Англии. Со второй – выиграл Суперкубок УЕФА, пару Кубков чемпионов и полдесятка национальных чемпионатов. В промежутке между провинциальными сенсациями Клаф недолго руководил титулованным клубом «Лидс Юнайтед», и это было для него настоящим кошмаром. Против пассионарного тренера ополчились и акционеры, и менеджмент, и звезды команды. Он совершал одну кадровую ошибку за другой. Ради личных принципов бросал лучших игроков в проходные матчи, и потом они, травмированные и уставшие, проигрывали действительно важные встречи. Но безудержная страсть и строптивый гений Клафа все равно очаровали британцев: памятники ему разбросаны по всей стране. Вдохновляющий, как ролики Nike, этот фильм дает еще и дельные советы по планированию карьеры: Клаф все время скакал из одного коллектива в другой и редко осознавал связь между собственными достижениями и окружающей его инфраструктурой.

 

«Народ против Ларри Флинта»/ режиссер Милош Форман / США, 1996


Биография основателя эротического журнала Hustler. Как и любой предприниматель, предлагающий рынку новый продукт и действующий в системе неопределенностей, Hustler не раз менял свою бизнес-концепцию – говоря современным языком, совершал «ключевой разворот». Все началось как стриптиз-клуб с фотокаталогом в качестве рекламной рассылки. Но клуб особо популярным не был, а вот эротическое издание американцы восприняли на ура. Сконцентрировавшись на медийном бизнесе, Флинт достиг небывалых успехов и стал политической фигурой. Против него регулярно выступали религиозные организации, блюстители нравственности и избирающиеся конгрессмены. Флинт не откупался от судебных исков, а использовал их для продвижения собственного продукта, превращая GR в PR и трансформируя враждебную среду в соответствии со своими задачами.
Другой столь же пассионарный, быстрый умом и последовательный в осуществлении своей роли медиамагнат в кино встречался лишь один раз – в «Гражданине Кейне» Орсона Уэллса. Но то был собирательный образ американских олигархов-издателей начала XX века. Фильм про Флинта же почти документальный: сложно поверить, но все так и было.

 http://slon.ru/biz/993994/

Немає коментарів:

Дописати коментар