вівторок, 30 липня 2013 р.

Чтение на лето и на всю жизнь.


 Среди наиболее популярных вопросов Быкову, приходящих в конце каждой лекции:
- как сделать, чтоб ребенок читал? ("читать ему вслух и останавливаться, дойдя до самого интересного...") и
- что читать детям сегодня?
В разгар лета, когда и у детей и у родителей больше времени на приобщение к литературе, публикуем стихийно набросанный Быковым список.
Еше он как-то сказал, что "одна из главных целей приобщения ребенка к книгам в том, чтобы, став взрослым, он мог воспользоваться ими как аптечкой".
Итак, вот примерный список лекарств: Отрывок лекции Дмитрия Быкова «СССР – страна, которую придумал Гайдар».
Несмотря на кажущуюся необъятность списка, могу назвать несколько вещей, очень очевидных.
- Аркадий Гайдар само собой, потому что у нас вообще очень мало литературы для мальчиков. А мальчик должен расти на соответствующей литературе. Говорю вам как отец сравнительно малолетнего, хотя уже довольно рослого тринадцатилетнего сына .
Мальчик должен в детстве прочесть о том, как это хорошо, когда от отцовской фуражки, от отцовского планшета пахнет дымом. Хорошо, когда девочка тоже в детстве поет что-нибудь вроде «Летчики и пилоты,// Бомбы, пулеметы //– Вот и улетели в дальний путь». Это хорошо, это здорово, полезно. И когда дети любят свою армию – это тоже хорошо. И не надо, чтобы они туда ходили, боже упаси. Но чтоб они ее любили – хорошо. Ну, я-то сходил, и ничего…
Такой рассказ, как гайдаровский «Поход», он ребенку необходим абсолютно. «Голубая чашка», конечно. Из других авторов обязательно надо прочесть и старшего, и младшего, и самую младшую Драгунскую – всех троих. Вы заметили, что вообще у детских писателей всегда талантливые дети? Вот вам, пожалуйста, Михалков. У него же два сына… Вот вам, пожалуйста, Гайдар.
- Вот вам, пожалуйста, Драгунский. И Ксения, и Денис – блистательные писатели, едва ли не лучшие сегодня прозаики. Но из «Денискиных рассказов» тот ребенок, который вовремя не прочел «Рабочие дробят камень», тот никогда не поймет, что такое символизм. И «На Садовой большое движение…» - рассказ, потрясший меня в детстве. И «Тайное всегда становится явным» - до сих пор несчастный Драгунский всем вынужден объяснять, что он не вываливал кашу в окно. И чем больше он убеждает всех, что это не так, тем больше все уверены – вываливал! вываливал! Гениальный писатель, на мой взгляд, Драгунский Виктор.
- Виктор Голявкин – в обязательном порядке.
- Валерий Попов «Темная комната» - лучшая триллер-повесть, которую я знаю для детей, гениально написанная.
- Александр Житинский «Старичок с Большой Пушкарской» и «Визит вежливости» - о планете, населенной овощами, откуда прилетают два инопланетянина Потатам и Мананам, Потатам – помидор, потому что все помидоры там поэты и он поэт, а Нананам вообще уже не помню что, но это надо читать обязательно.
- Александра Бруштейн «Дорога уходит вдаль» - книга, которую, я думаю, не избежал никто в детстве и все ей обязаны.
- И конечно, мой самый любимый сказочник, величайший, я думаю, прозаик, Александр Шаров. Тридцать лет не печатали, забыли, что был такой писатель, а сейчас стали появляться его сказки. И «Приключения Еженьки и других нарисованных человечков», и «Человек-горошина и Простак», и «Звездный пастух и Ниночка», и самый страшный, над которой я проплакал все детство, «Мальчик-одуванчик и три ключика», которые я до сих пор не могу вспоминать без ужаса. И «Остров Пирроу», и «Редкие рукописи» - он очень серьезный писатель – Шаров. Он был друг Платонова близкий, друг Гроссмана, друг Липкина – сильно пьющий человек, трагический, мучительный. Все мы знаем хорошо его сына Володю Шарова, еще один гениальный сын детского писателя, но я считаю, что папа был, как минимум, не хуже, а может, и получше. Вот книги папы доводили меня в детстве просто до каких-то невероятных слез!

Кстати говоря, у него есть совершенно гениальные взрослые повести, такие как «Хмелев и Лида», например. Или «Жизнь Василия Курки». Или гениальный рассказ «Легостаев принимает командование». Такие повести Шарова, как «Окоем», «Повесть о десяти ошибках», роман «Я с этой улицы» - это для меня в детстве был самый драгоценный витамин.
Это мало переиздается, но если вы найдете это для ребенка – это будет то, что надо.

Немає коментарів:

Дописати коментар