В этом обзоре, составленном специалистом по закупке книг и заядлым библиофилом, нет ничего лишнего.
1. Джон Уильямс "Стоунер"
Удивительная история романа "Стоунер" - это и есть литература.
Изданная в 1965 году книга американца Джона Уильямса о сыне бедных
фермеров, посвятившем свою жизнь писательству, мало кем была замечена на
родине и, казалось бы, обречена на забвение.
Тем не менее, невероятным образом она
вернулась к читателю через 50 лет в статусе "величайшего американского
романа, о котором вы никогда не слышали" (цитирую The New Yorker). По
своей форме эта книга - скорее пересказ романа, чем роман. Шедевр,
напоминающий о том, что перед лицом смерти жизнь рассказать невозможно.
Ее можно только пересказать.
2. Элеанор Каттон "Светила"
Роман новозеландки Элеанор Каттон - самая длинная книга в истории
Букеровской премии, в ней 832 страницы. Автор же - самый молодой
лауреат, на момент присуждения премии Элеанор исполнилось всего 28 лет.
"Светила" - это как бы викторианский как бы детектив. XIX век,
золотые прииски на юге Новой Зеландии, загадочные убийства и
исчезновения, кораблекрушения, опиум, проститутки, спиритические сеансы,
призраки и - если вам этого мало - астрологическая надстройка, как бы
связывающая тонкие нити сюжета. В сумме получаем не очередную
второсортную псевдоисторическую безделицу, а весьма успешную попытку
вернуть массовому читателю Большой Роман.
3. Энтони Дорр "Весь невидимый нам свет"
Вторая мировая мойна. Слепая французская девочка, изучающая моллюсков
и читающая Жюль Верна шрифтом Брайля. Талантливый немецкий мальчик,
ставший специалистом вермахта по радиосвязи. Тронувшийся умом дядя
девочки, немецкие офицеры в поисках бессмертия, русские партизаны и
осаждаемая бретонская крепость.
Казалось бы, готовый набор для - как любят писать в аннотациях -
"пронзительной истории о любви и смерти", но Энтони Дорр умудрился
обойтись без розовых соплей и не скатиться в унылую пошлость. Великий
роман о войне? Нет, просто хорошая история об опыте выживания и
сохранении человеческого лица. Ну и Пулитцеровская премия, что говорит
само за себя.
4. Лена Элтанг "Картахена"
Четвертый роман одной из самых необычных русскоязычных писательниц
нашего времени Лены Элтанг "Картахена" - это, по сути, продолжение
первых трех. Персонажи "Побега куманики", "Каменных кленов", "Других
барабанов", а теперь и "Картахены" гармонично выстраиваются в один ряд и
поют всё ту же песню. Песню о невидимых нитях, связывающих литературу и
жизнь, о тоске и невозможности быть собой (во всех смыслах этого
слова), о том, что "на самом деле нет никакого самого дела".
Как и предыдущие романы, новая книга прикидывается детективом со
всеми положенными атрибутами жанра, но эти условности не более чем
уступка читателю. Главное в текстах Элтанг - языковые узоры и оттенки.
Волшебство, не меньше.
5. Умберто Эко"Нулевой номер"
Не будет преувеличением сказать, что новый роман Умберто Эко - это
событие. Один из главных постмодернистов эпохи, писатель, философ,
историк-медиевист, публицист, специалист по семиотике и прочая давно
приучил читателей, что скучно в его книгах не бывает.
"Нулевой номер" Эко начал писать в 1994 году, но отложил на 10 лет, и
книга вышла на итальянском только в начале этого года. В центре
повествования - странная газета, призванная стать инструментом
пропаганды. Странность заключается в том, что издание, наполненное
выдуманными новостями, вчерашней аналитикой и фальшивыми гороскопами,
никто не собирается печатать. Главное - имитация. Очень своевременный
текст.
6. Мария Галина"Автохтоны"
Некий безымянный герой - совершенный никто, человек в плаще, -
прибывает в город. Город тоже не назван. По большей части, это Львов
(Собор, Рынок, Опера, Старый Рынок), но и Киев с Одессой. Зачем? Чтобы
выяснить, что случилось почти 100 лет назад при постановке в местной
опере "Смерти Петрония".
Потрясающе сложный роман Марии Галиной - о том, что сейчас и всегда. О
человеке и власти, о частной и общей истории, о мифологии и памяти. О
мистике и обмане, об архивной пыли и ростках новой жизни, пробивающихся
из этой пыли. О смерти как форме бессмертия. По-честному большая книга.
Глыба.
7. Донна Тартт"Щегол"
Ещё один - наравне со "Светилами" - роман из разряда тех, что в
последнее время отвоевывают утраченные позиции реализма и сюжетной
стройности.
Тео Декер, 13-летний школьник, чудом остается жив после взрыва в
музее, в результате которого погибает его мать. Не только остается жив,
но и становится обладателем картины "Щегол", шедевра Карела Фабрициуса.
Далее автор тащит героя через всю Америку, через галерею различных
персонажей и жизненных ситуаций.
Получается эдакий сплав романа авантюрного и романа воспитания. Не
бог весть какой основной посыл книги - что-то вроде "искусство спасет
мир" - с лихвой компенсируется мастерством Донны Тартт в вопросе
сюжетосложения. Не оторваться.
8. Сергій Жадан "Життя Марії"
По большому счету, когда выходит новый сборник стихов Сергея Жадана,
то и говорить об этом как-то неловко. Безоговорочно украинский поэт №1,
живой классик, гордость нации и так далее.
"Життя Марії" - это 60 собственных стихов плюс 20 переводов из
Чеслава Милоша. С каждым новым сборником Жадан всё ближе к библейским
пророкам, как по масштабу, так и по точечным попаданиям слов.
Я не знаю нічого про неминучість спокути.
Я не знаю, де вам жити і як вам бути.
Я говорю про те, що кожному з нас властиво.
Якби ви знали, як нам усім не пощастило.
"Наші діти, Маріє...", "Звідки ти, чорна валко, пташина зграє?", "Пливи, рибо, пливи" - в общем, бессмертие обеспечено.
9. Патрік Оуржеднік "Європеана"
Безумная, в хорошем смысле этого слова, книга. Французский чех Патрик
Оуржедник написал, наверное, самую странную историю Европы ХХ века.
Хаотичное перечисление цифр и фактов, демонстративная непричастность к
событиям, инопланетная интонация рассказчика - эффект потрясающий.
"Павших французов было всего 2681 км, а павших англичан 1547 км, а
павших немцев 3010 км при средней длине одного тела 172 см. И всего во
всем мире было 15 508 км павших воинов".
Нарочито циничная манера изложения, тотальная ирония, побег в
постмодерную игру - за всем этим угадывается единственный способ хоть
как-то поместить в текст вес ужас "века необычайного".
10. Умберто Еко та Жан-Клод Кар'єр "Не сподівайтеся позбутися книжок"
Неспешная, как само чтение, беседа двух умных людей - это уже роскошь. Например, как редкое букинистическое издание.
Умберто Эко и Жан-Клод Карьер - два профессиональных читателя,
страстных библиофила, коллекционера и просто два человека, знающие о
книгах всё. На протяжении двух с половиной сотен страниц они не упустят
ничего, от определения культуры до физиологии чтения. Блестящий,
пропитанный тонким юмором диалог в итоге показывает, что книга - как,
например, колесо - является тем изобретением, которое невозможно
усовершенствовать.
См.:http://www.rbc.ua/styler/dosug/-glavnyh-knig-go-kotorye-stydno-prochitat-1441704862.html
Немає коментарів:
Дописати коментар