Говорят, мы все меньше и меньше читаем книги, все больше сидим в интернете. Однако психологи считают, что чтение романов помогает лучше разбираться в отношениях между людьми. Так что всем читать!
Издавна считалось, что чтение художественной литературы полезно для молодёжи, так как знакомит её с «правилами игры» в реальном мире. Группа канадских психологов из университета Торонто недавно выдвинула идею: так же как обучение на авиационном тренажёре позволяет усовершенствовать навыки будущего пилота, хороший роман служит «симулятором жизни», тренирует навыки жизни в обществе. При этом текст выступает как «обучающая программа», а роль тренажёра выполняет мозг читателя.
Для проверки этой гипотезы психологи провели эксперимент. Сначала
отобрали группу добровольцев и проверили, насколько они знакомы с
художественной литературой. Для этого каждому дали список известных
писателей, в который были вставлены и фамилии, не имеющие отношения к
литературе, и попросили испытуемых отметить знакомых им авторов. По
количеству правильных ответов и ошибок можно судить о том, насколько
человек начитан.
После этого приступили непосредственно к тестам. Первый из них
напоминал психологический тест. Испытуемому давали набор фотографий, на
которых показаны только глаза людей, и по этой узкой полоске лица надо
было сказать, какие чувства и эмоции испытывал человек, чьи глаза
сфотографированы.
Во втором тесте участникам опыта показывали короткие немые
видеоролики с участием двух-трёх персонажей, и надо было определить, что
происходит и в каких отношениях между собой находятся заснятые люди, то
есть оба теста проверяют умение жить в обществе и взаимодействовать с
людьми.
Оказалось, что любители чтения значительно лучше, чем малознакомые с
беллетристикой, определяют настроение человека по глазам и несколько
лучше понимают без слов взаимоотношения между людьми.
В другом эксперименте 166 подопытных субъектов случайным образом
разделили на две группы и одной дали прочитать рассказ Чехова «Дама с
собачкой» (разумеется, в переводе), а другой — текст такой же длины, с
изложением тех же происходящих в рассказе событий, но в «документальном»
стиле. Подробные психологические обследования до и после чтения
показали, что прочтение чеховского рассказа несколько изменило личность
читателей. Каждый из них временно стал чем-то эмоционально похож на того
или иного персонажа рассказа. Читавшие изложение психологически не
изменились.
Это всего лишь прочтение одного рассказа, а тот, кто регулярно читает
художественную литературу (желательно, конечно, уровня Чехова!),
наверняка меняет свою личность, считают авторы исследования. Писатели
специально или интуитивно стараются заставить читателя идентифицировать
себя с тем или иным героем, это и приводит к некоторому изменению
психики читателя. Романы, новеллы, повести, рассказы, поэмы, драмы, а в
детстве — и сказки учат нас жизни, проигрывая на «компьютере» нашего
мозга всевозможные жизненные ситуации.
В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий:
«Economist», «Focus» и «New Scientist» (Англия), «Bild der Wissenschaft»
(Германия), «Research.eu» (Европейский союз), «Gemini» (Норвегия),
«Smithsonian» (США), «Ça m’interesse» и «Recherche» (Франция), а также
сообщения агентств печати и информация из интернета.
Немає коментарів:
Дописати коментар