Парады того времени проводились следующим образом. Демонстранты собирались в колонны, а затем по проспекту Пелина направлялись на площадь Ленина к театру Шевченко, проходили мимо трибун, на которых располагались городские партийные и советские руководители, а также почётные гости.
Но тот день имел право на исключение из незыблемого порядка вещей. 1 мая 1944 года днепродзержинская колонна демонстрантов шествовала по необычному маршруту.
Накануне вечером памятник «Прометей» был вновь водружён на своё место, и большинство горожан ещё не видели воссозданный символ Каменского-Днепродзержинска.
Накануне вечером памятник «Прометей» был вновь водружён на своё место, и большинство горожан ещё не видели воссозданный символ Каменского-Днепродзержинска.
Самый большой объём работ выполнил коллектив строительного цеха ДГЗ (руководители И. Сторожко, И. Лубенец, Д. Карцев): требовалось не только восстановить статую, но и соорудить заново 18-метровую колонну. Директор завода Н. Фоменко, на плечи которого легла тяжесть возрождения металлургического гиганта, свой рабочий день начинал с осмотра выполненных работ по памятнику.
Автором технической идеи проекта стал архитектор Владимир Кушнаревич, который ещё до войны участвовал в строительстве Дворца культуры металлургов.
Автором технической идеи проекта стал архитектор Владимир Кушнаревич, который ещё до войны участвовал в строительстве Дворца культуры металлургов.
И в Первомай 1944 года радостный подъём и воодушевление от произошедшего события были огромными. Демонстранты, прервав движение к площади Ленина, плотным кольцом окружили обновлённую колонну с монументом, рассматривали памятник, сравнивали с тем, что было до войны, и искренне восхищались, что так здорово получилось. Чувство гордости за себя, за страну, за народ переполняло каждого из присутствующих. Многие простые жители называли 1 мая 1944 года Днём Победы в городском масштабе.
.
Настоящий же День Победы пришёл только через год – 9 мая 1945 года.
«...рано утром 9 мая мы услышали по радио о капитуляции Германии; наконец-то наступил День Победы! Я училась тогда в 5-м классе школы № 1. Прибежала в школу, когда учителей ещё не было. Только уборщицы мыли полы и плакали. Кто-то из подружек сказал: «Давайте пойдём в церковь». Наша Свято-Николаевская церковь была тогда действующей. То, что я там увидела, врезалось в память на всю жизнь. Она была заполнена женщинами, стоящими на коленях и низко кланявшимися. У многих были слёзы на глазах. Мы тихо постояли у входа и ушли. А на площади возле театра людей становилось всё больше. Казалось, что сюда пришло полгорода. Незнакомые люди обнимались, танцевали, плакали и пели. До позднего вечера площадь была заполнена народом». (Из воспоминаний Л. И. Троицкой).
Наступил мир, за который была заплачена такая страшная цена. Страна лежала в руинах, почти в каждой семье кто-то не вернулся с фронта. Впереди маячила схватка с Японией, лишения восстановительного периода. Но об этом не хотелось думать – главное, что мы победили! Война окончена! Мир!!!
«...рано утром 9 мая мы услышали по радио о капитуляции Германии; наконец-то наступил День Победы! Я училась тогда в 5-м классе школы № 1. Прибежала в школу, когда учителей ещё не было. Только уборщицы мыли полы и плакали. Кто-то из подружек сказал: «Давайте пойдём в церковь». Наша Свято-Николаевская церковь была тогда действующей. То, что я там увидела, врезалось в память на всю жизнь. Она была заполнена женщинами, стоящими на коленях и низко кланявшимися. У многих были слёзы на глазах. Мы тихо постояли у входа и ушли. А на площади возле театра людей становилось всё больше. Казалось, что сюда пришло полгорода. Незнакомые люди обнимались, танцевали, плакали и пели. До позднего вечера площадь была заполнена народом». (Из воспоминаний Л. И. Троицкой).
Наступил мир, за который была заплачена такая страшная цена. Страна лежала в руинах, почти в каждой семье кто-то не вернулся с фронта. Впереди маячила схватка с Японией, лишения восстановительного периода. Но об этом не хотелось думать – главное, что мы победили! Война окончена! Мир!!!
(Отрывок из книги Людмилы
Яценко и Александра Слоневского «Дух ушедшей эпохи»)
Немає коментарів:
Дописати коментар