В молодежном книжном клубе "На перекрестке" в этот раз обсуждали новеллу Проспера Мериме "Таманго".
Проспер
Мериме — один из замечательных критических реалистов XIX века, чье творчество
огромно, а созданные им произведения — неувядаемы. Причина этому — жизненная
сила его произведений, их совершенная форма. Тема резкого разоблачения нравов
господствующего общества пронизывает каждую новеллу писателя. Не стала
исключением и новелла «Таманго» , написанная Мериме в 1829 году. С давних пор
проблема власти волнует человечество. Человек стремится обладать всем —
деньгами, людьми, властью над всем и всеми. Несомненно, волновало это поэтов и
писателей, борющихся за свободу человека, свободу его мыслей, деятельности,
жизни.
Повествование
переносит нас в эпоху колонизаторской деятельности белых и угнетения негров.
Перед нами возникает образ типичного представителя буржуазной цивилизации,
лицемерной и бездушной. Это — работорговец капитан Леду, которому противостоят
Таманго, негритянский вождь, и его соплеменники. Участь рабов, которых выбирает
капитан, просто ужасна. Для Таманго, который их продает, рабы хуже любого
заурядного предмета, хуже любого другого товара. Но жалка и мрачна в итоге
участь и самого Таманго, выжившего, но спившегося и умершего в больнице — ведь
чернокожий гигант, привыкший к свободе и ставший полковым литаврщиком, не вынес
«благодеяний» цивилизации. Нужна ли ему такая жизнь, и жизнь ли это?
Писатель
не идеализирует своего героя, образ вождя не приподнят автором над
действительностью: Таманго первобытен и дик. Он невежествен, суеверен,
эгоистичен и жесток. Но вместе с этим он — человек, которому присущи и
некоторые черты, по-своему возвышающие вождя над своими соплеменниками. Таманго
стремится к свободе и гордо, с выдержкой проходит через тяжелые испытания.
Оказавшись среди других невольников, он пытается разными способами уговорить их
поднять бунт, чтобы вернуть себе свободу. Ему это удается, и взбунтовавшиеся
рабы убивают всю команду. Но плыть на корабле, которым никто из присутствующих
не умеет управлять, затруднительно. Неудивительно, что освободившиеся
невольники терпят крушение и в конце концов гибнут от голода, жажды, палящего
солнца и растущего отчаяния. Негры правы, обвиняя в своих несчастьях Таманго.
Это он сначала продал их в рабство, а затем поднял на бунт. Он обманом
добивался от них помощи. Это он, когда их, одного за другим, постигла гибель,
оставался по-прежнему равнодушным к их судьбе. Но больше ли в Таманго
варварства, чем в гаденьком буржуа Леду, вообще не считающего негров людьми?
Новелла «Таманго» и выраженный в ней протест против торговли людьми заставляют
задумываться над такими проблемами, о существовании которых порой и не
подозреваешь - рассказывала руководитель клуба Лариса Лощенкова.
Затем участники клуба посмотрели одноименный фильм Джона Берри, снятый в 1958 году.
Главная идея фильма в том, что одно
из самых больших несчастий и бед, которые принесла цивилизация человечеству -
работорговля. Таманго - это африканский воин, узнавший власть денег и быстро
привыкший к «благам» цивилизации - спиртному, оружию, предательству.
Тема новеллы "Таманго" актуальна и для нашего времени:отношение европейцев к беженцам и переселенцам.
Адміністратор блогу видалив цей коментар.
ВідповістиВидалити