Александр Слоневский, член Национального общества краеведов Украины
17 апреля 1942 года архиепископ Поликарп провёл обряд пострига Ивана Куменко в монашество с именем Исайя и назначил его «місіонером Адміністратора автокефальної Православної церкви на визволених українських землях». Это оставляло возможность получения сана епископа в будущем и проведения работы по укреплению автокефальной церкви на местах. Но по большому счёту миссия не удалась.
17 апреля 1942 года архиепископ Поликарп провёл обряд пострига Ивана Куменко в монашество с именем Исайя и назначил его «місіонером Адміністратора автокефальної Православної церкви на визволених українських землях». Это оставляло возможность получения сана епископа в будущем и проведения работы по укреплению автокефальной церкви на местах. Но по большому счёту миссия не удалась.
Куменко вернулся в Каменское, где доложил о результатах поездки Алексею Самойленко и Владимиру
Войтовичу. С точки зрения Куменко архиепископ Поликарп уклонялся от его
рукоположения в связи с тем, что решил назначить на пост епископа
Днепропетровского своего человека, желательно Галицийского происхождения. Голова управы, несмотря на явное разочарование,
решил продолжать добиваться поставленной задачи и начать подготовку новых
документов для очередной поездки Куменко к митрополиту Поликарпу.
«После приезда из Киева
Куменко редактором уже не работал, он правил священником в соборе св. Миколы
украинской автокефальной церкви, его проповеди носили националистический и
антисоветский характер. В собор водили учеников средней школы, в том числе в
бытность там священником Куменко» (Из протокола допроса Марии Цирлинг в НКГБ 28 июня 1944 года).
5 мая 1942 года вышло
постановление немецких властей, которое в равной степени допускало
существование как автономной, так и автокефальной церквей, налагая запрет на
полемику между представителями обоих направлений. Оккупанты, чтобы не иметь
лишней головной боли, проводили политику противодействующую укреплению
какой-либо деноминации. Для руководителей украинского подполья данное
постановление явилось дополнительным катализатором действий. Подпольщики
стремились расширить влияние автокефальной церкви за счёт назначения новых
епископов во все области оккупированной территории Украины. Их стратегия
совпадала с планами архиепископа Поликарпа.
В расчёте на скорое
разрешение вопроса, по инициативе Самойленко, Чёрного и нового настоятеля
Николаевского храма Афанасия Саботина, в мае 1942 года при соборе организовали
богословские курсы для будущих автокефальных священников. Руководителем курсов,
просуществовавших по декабрь 1942 года, стал о. Афанасий; контроль, как и во
всех сферах, осуществлял голова управы. Занятия проходили без отрыва от
производства в специально выделенном помещении церковного дома, находящегося в
ограде храма.
Слушатели богословских курсов подбирались не из всех желающих, но из числа украинцев, исповедующих
патриотические взгляды, и участников национального движения. Проводились
специальные занятия по искусству проповеди, разучивался гимн «Боже, великий, єдиний». В сознание аудитории вносилась установка служения украинскому народу, необходимости борьбы за самостоятельное украинское государство, читались лекции по истории Украины.
9-13 мая 1942 года по
благословению митрополита Дионисия в киевском Кафедральном соборе Андрея
Первозванного совершилось рукоположение восьми новых епископов УАПЦ, в числе
которых Геннадий Шиприкевич – епископ Днепропетровский или Сичеславский. Это
событие могло наложить крест всем надеждам Исайи Куменко на получение сана
епископа.
Став
епископом Сичеславским, Геннадий Шиприкевич уже через месяц довёл число
украинских парафий с тридцати до семидесяти, а на время эвакуации 1943 года их
количество возросло до более ста пятидесяти. Он стал известен также тем, что
уже в качестве епископа посетил штаб-квартиру Краевого провода ОУН, где
рукоположил в священники некоторых членов Организации. Богословские курсы в
Каменском прослушали около 60 кандидатов, из которых 50 рукоположены в
священники епископом Геннадием.
Но
Самойленко не сдавался. Идея иметь «своего»
епископа казалась по-прежнему привлекательной и реально осуществимой. Куменко
побывал в Кировограде, где епископ Елисаветградский Михаил написал
рекомендательное письмо на имя епископа Никанора. Епископ Михаил полностью
поддерживал кандидатуру Куменко, как человека много поработавшего в деле
возрождения украинской церкви, и предлагал рукоположить его в качестве епископа Каменского либо
Верхнеднепровского.
Второе
миссионерское путешествие Исайи Куменко по маршруту Каменское–Киев началось 5
июня 1942 года. Для поездки из средств
Николаевского собора вновь было выдано 3000 рублей. В Киеве епископ Никанор
встретил миссионера холодно. По сути, Куменко нарушал церковную иерархию и
прибыл сюда в обход правящего епископа Геннадия. Единственный выход Никанор
видел в том, чтобы Исайя Куменко предстал перед собором епископов, который
окончательно разрешил бы перезревший вопрос. Может быть, с точки зрения мирской
логики целеустремлённость Ивана Куменко, его напор в достижении поставленной цели вызывает
сочувствие и даже уважение. Но на духовном языке действия монаха имеют строгое
и однозначное определение «непослушание», подрывающее фундаментальные основы
церковного устройства. Вернувшись в Каменское, Куменко после беседы с головой
управы, окончательно убедившись, что сан епископа ему не светит, решил искать
приход в качестве рядового священника.
5 августа 1943 года
архимандрит Исайя /Куменко/ распоряжением Михаила – архиепископа
Николаевского и Елисаветградского получил назначение на пост настоятеля
автокефального Вознесенского собора города Вознесенска и благочинного
Вознесенского округа Николаевской области, однако к назначенному месту службы
не отбыл, опасаясь будущего ареста органами советской власти.
И, действительно, положение
вермахта с каждым днём ухудшалось, становясь просто катастрофическим. Ещё в
феврале 1943 года, когда части Красной Армии, преследуя отступающего
противника, вторглись в полосу среднего течения Днепра и освободили ряд районов
Днепропетровщины, Каменской подпольный комитет ОУН, обеспокоенный угрозой
восстановления советской власти, созвал нелегальное совещание городского актива
организации. На совещании обсуждался вопрос об организации контрреволюционного
восстания на случай захвата Красной Армией Каменского и других прилегающих к
нему оккупированных немцами районов.
В сентябре 1943 года
немецкое командование издало приказ об эвакуации из Днепропетровской области
жителей, а также всех организаций и учреждений. На последнем заседании в
Каменской городской управе представитель епископа Сичеславского заявил, что всё
автокефальное духовенство вместе с епископом эвакуируется, и с оружием в руках
будет защищаться от большевиков.
Проездом через станцию
Пятихатки о. Исайя встретился с епископом автономной церкви Иоанном Мокровым,
настоятелем тамошнего собора, от которого получил назначение в село
Комиссаровку Пятихатского района, но уже через две недели был переведен в село
Саксагань того же района. Там архимандрит Исайя, в миру Иван Николаевич
Куменко, и служил до момента задержания органами НКГБ.
Его арестовали 7 февраля
1944 года, содержали в Днепропетровской тюрьме №1. 21 августа 1944 года на
заседании Трибунала войск НКВД Днепропетровской области Куменко Иван Николаевич
был приговорён к расстрелу. Приговор являлся окончательным и обжалованию не подлежал.
Немає коментарів:
Дописати коментар