среда, 27 марта 2013 г.

Как полюбить чтение?

С каким трудом дается чтение современным детям, с младых ногтей впитывающим дух телевидения, компьютерных игр и Интернета! Школьники стонут при упоминании уроков литературы, учителя вынуждены придумывать новые, порой карательные, способы повышения читательской активности учеников (уж не до любви к книгам!), родители в растерянности от нежелания своих чад читать… Казалось бы, замкнутый круг.

Но, как говорят, безвыходных ситуаций нет. И как учитель литературы с педагогическим стажем более 10 лет, а также как мама двоих детей, хочу поделиться собственным опытом в преодолении этого недуга современного подрастающего поколения.

Быстрых результатов в этом сложном деле ждать не приходится, поскольку привить любовь к чтению ребенку можно только с помощью ежедневного, совместного, кропотливого труда прежде всего в семье.

Как правило, причины отсутствия читательской активности у детей кроются в следующем: не любят, не умеют, не хотят. Все они между собой связаны очень тесно.

Итак, начнем с первой причины: не любят читать. Известно, что дети во всем копируют взрослых. Поэтому, чтобы привить ребенку любовь к чтению, родители сами должны полюбить общение с книгой. Бесполезно на словах внушать ребенку, что чтение очень полезно и важно, необходимо это показать собственным примером. Отсюда вытекает: в семье должны читать все.

Когда начинать действовать? Чем раньше, тем лучше. Своим детям впервые я читала в день возвращения из роддома. При этом отмечу, что начинать необходимо со стихотворных текстов, поскольку сам ритм, интонации, мелодия стиха действуют на юного слушателя завораживающе. Великолепно подходят сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова, детский фольклор. Пестушками, потешками, прибаутками вообще можно сопровождать любые занятия с ребенком или действия самого ребенка – потягивание со сна, одевание, купание, игру и т.д. Первые сеансы чтения будут непродолжительными, но частыми: малыш не может долго сосредотачивать внимание на чем-то одном.

По мере взросления детей время, отводимое на чтение, можно увеличить. Например, читать ежедневно на ночь около получаса. Ребенок и успокоится, и настроится на сон, и получит удовольствие от общения с книгой и родителем.

Помните, не надо заставлять детей читать книги, которые им не по душе. Поэтому с подросшим ребенком книги лучше выбирать вместе. Пусть поход в книжный магазин для него станет приятным, долгожданным праздником.

У ребенка должна быть возможность беспрепятственно играть с книгами: рассматривать их, рисовать в них, грызть их, строить из них дома и гаражи, и даже купаться с ними (возможности современных детских книг способны привести к помутнению разума!). А как же бережное отношение к книгам? Об этом придется говорить позже, в более сознательном возрасте.

Когда ребенок научится читать сам, то можно использовать и такие приемы. Взрослый, читая книгу своему чаду, может остановиться на самом интересном месте, ссылаясь на неотложные дела. Малышу ничего не остается (если ему действительно интересно, что будет дальше), как самому дочитать книгу и узнать развязку. В некоторых случаях я предлагала своей дочери читать по очереди. Это помогает повысить скорость чтения и привить привычку читать самостоятельно, ведь любовь к чтению – такая же привычка: стоит только войти во вкус, и удовольствие от результата будет поддерживать сам процесс.

Все это поможет ребенку полюбить чтение. Однако отмечу, что формированием положительного отношения к книгам нужно заниматься до школы, то есть до того момента, когда чтение станет необходимостью. Если ребенок с малых лет не подружился с книжкой, то навряд ли обязательное чтение принесет ему удовольствие в школе.

Вторая причина, по которой современные дети не любят читать, кроется в том, что они не умеют это делать. Я сейчас не говорю о простом складывании букв в слоги и о технике чтения в целом. Уметь читать – значит, понимать, осмыслять, вникать в прочитанное. В этом случае поможет так называемое комментированное чтение: взрослый читает и по ходу объясняет непонятные слова или реалии, а может быть, и поступки героев. Сложно современным детям понять, например, некоторые художественные произведения советских авторов. Поэтому поощряйте вопросы юных читателей, обсуждайте с ними прочитанное. Будьте проводником между ребенком и книгой.

В формировании умения читать помогут и такие приемы. Попросите ребенка пересказать какой-то эпизод из книги или объяснить поступки героев. А можно юному читателю предложить поиграть: остановиться перед развязкой и попросить ребенка предугадать последующие события. Подобная игра вызовет у него интерес и позволит развить его воображение. Взрослый же увидит, насколько понято прочитанное малышом.

Еще одна причина низкой читательской активности современных детей – отсутствие желания проводить время за книгой. Но поверьте мне, если первые два препятствия на длинном пути к читательской любви преодолены, то появится у ребенка и желание читать. Огромное удовольствие получаешь, когда видишь, что дочь-второклассница читает запоем не только то, что задано в школе, но и сверх того, а полуторагодовалый сынок с трудом тащит неподъемную для него книгу, чтобы ему почитали!

Книга пробуждает фантазию и воображение, развлекает и воспитывает, поучает и обогащает словарный запас, кругозор, развивает речь и формирует грамотность. Помогите своим детям на сложном пути к книге!
 Автор статьи: Надежда Задорожная

Комментариев нет:

Отправить комментарий