Из интервью с директором юношеской библиотеки Республики Коми Ольгой Винниченко.
- Ольга
Аркадьевна, человеку, который несколько лет не заходил в вашу
библиотеку, уже с порога понятно, что здесь произошли кардинальные
перемены...
-Еще в
2012 году, объявленном в Коми Годом молодежи, библиотека была совсем в
другом состоянии. Мы понимали, что она востребована молодежью, но вид
библиотеки посетителей не привлекал - ее содержание совершенно не
соответствовало внешнему виду. В итоге мы написали проект "Библиотека
для молодежи в новом формате" и получили финансирование. Миллион рублей
был потрачен на косметический ремонт, приобретение мебели и
оборудования. Также мы перепрофилировали многие помещения библиотеки,
пространство стало открытым и удобным для молодежи.
Было
время, когда мы стремительно теряли посетителей, в библиотеки
переставали ходить. Комплектование было всегда хорошим, благодаря
бюджетной поддержке, даже в те годы, когда было очень плохо с
финансированием. Мы понимали, почему библиотеки теряли читателей, и
знали, как изменить ситуацию, но просто не имели финансовой возможности
решать эти проблемы.
Сейчас
же, когда библиотека преобразилась, радует, что молодежь пошла в
библиотеку не только за книгой, но и провести свободное время. При этом
не мы их развлекаем, они делают это сами. Им лишь нужно предоставить
место, куда можно было прийти и делать то, что хочется.
- Расскажите, какие залы преобразились самым кардинальным образом.-Оформление читального
зала стало ярким, рабочие места - удобнее, появились отдельные рабочие
места для посетителей с ноутбуками. Главная идея в том, что мы открыли
фонды читального зала. Это достаточно новое явление, потому что фонды
обычно сильно оберегают, в результате их мало кто видит. Часто бывает
так, что человек ищет по каталогу книгу, берет ее, а рядом на полке
стоит еще много изданий по этой же теме, которые могли бы ему
пригодиться, но читатель об этом и не подозревает. Теперь люди имеют
возможность самостоятельно выбирать на полках все, что нужно.
В читальном зале также
имеется компьютер для читателей, через который можно выйти на
электронный каталог библиотеки, базы данных других библиотек,
общемировые электронные ресурсы — все, что нужно, можно найти, никуда не
выходя.
Самая масштабная задача
этого года — переход на электронную выдачу книг. Нам удалось запустить
проект "Автоматизация процессов обслуживания на основе внедрения
технологий радиочастотной идентификации" и организовать автоматическое
пользование библиотекой. Для этого мы проводим сейчас огромную работу:
на каждую книжку наклеивается RFID-метка,
она привязывается к электронному каталогу и к электронному
читательскому билету для того, чтобы можно было считывать информацию.
-Что это даст?
-Когда
весь фонд будет снабжен этими метками, читатель, заходя в библиотеку,
может практически не обращаться к специалисту. В холле будет стоять
терминал для самообслуживания, который позволит читателю самостоятельно
сдать и записать книгу.
При
этом библиотекари освобождаются от рутинной работы для того, чтобы
отслеживать литературный процесс, предлагать читателям интересные вещи,
разговаривать с посетителями о книгах — на все это у них теперь появится
время. Мы очень долго работали как придаток к кафедре, а ведь читатели
ждут от нас совершенно иного.
-Я вижу, что теперь в библиотеке два абонемента литературы. С чем это связано?
-Мы
поняли, что надо разделить абонемент художественной и отраслевой
литературы. Мысль была правильная, потому что когда художественная
литература не выделялась, ее еще надо было походить поискать. Когда она
стала располагаться в отдельном зале, мы сразу почувствовали, что за год
выдача художественной литературы выросла на 20%. Кроме того, мы
предельно открыли книжные фонды: в книгохранении осталась только
малоспрашиваемая литература.
Кстати,
мы уже начали выдавать электронные читательские билеты, все книги в
этом зале снабжены RFID-метками. К концу года так будет работать вся
библиотека. Нашим читателям электронные билеты выдаются бесплатно, вновь
записавшимся они обойдутся в 15 рублей, как и билет старого образца.
Чтобы читатель не забыл, какие книги взял, ему выдается контрольный
листок, на котором написана дата возврата и контакты библиотеки.
-Я помню, раньше у вас был зал интернет-обслуживания. Его теперь нет?
-Сейчас
интернет-услуги все менее востребованы среди читателей. Если еще лет
пять назад там была очередь, то теперь компьютер с выходом в интернет
нужен единицам. Тем более, что в библиотеке есть wi-fi.
Из
освободившегося зала мы решили сделать зону комфортного чтения — зал
"Тет-а-тет". Если читатель пришел писать реферат или курсовую, ему нужен
стол и стул, а если он хочет посидеть на диване с журналом, ему сюда.
Этот зал также располагает к дружеским беседам. Если люди, которые
встретились на улице, хотят где-то посидеть и побеседовать, они
совершенно беспрепятственно могут прийти в этот зал, причем для этого
даже не нужно записываться в библиотеку. Кроме удобных диванов здесь
есть журналы и книги. Даже если человек пришел сюда не за этим, он
потянется полистать журналы, которые здесь ненавязчиво разложены. Таким
образом, мы подводим людей к литературе.
Мы
хотим уйти стереотипов библиотеки старого формата, где много запретов и
мало радости. У нас запрет остается один: несанкционированный вынос
литературы, все остальное делать можно.
-Я знаю, скоро у вас должен открыться новый зал...
-Да,
зал "Пятый угол" - проект, получивший грант Главы Республики Коми в
области библиотечного дела. По сути это клубная зона для молодежи, сюда
тоже может прийти любой желающий, любая компания, люди, которым есть что
сделать и есть что сказать. Больше всего этому залу радовались
сериаломаны и любители анимэ. Для них это очень комфортное место, где
можно посмотреть и обсудить увиденное. Ведь в городе очень мало мест
некоммерческого досуга для молодежи, поэтому мы всегда радуемся, когда
появляются места неформального общения, типа антикафе, где не нужно
тратить бешеные деньги для того, чтобы провести досуг и как-то
реализовать себя. Благодаря гранту размером в 100 тысяч рублей нам
удалось купить новую мебель и технику.
В
этом зале мы также планируем проводить занятия театральной студии,
которую организуют специалисты отдела чтения и досуговой деятельности.
Мы надеемся, что люди, которые хотят попробовать себя как актеры и
режиссеры, к нам придут. Особенностью нашего театрального объединения
станет то, что мы будем работать на хорошей литературной основе.
-Есть ли у вас мечта?
-Мне
бы очень хотелось, чтобы рядом с библиотекой было уютное городское
пространство. Есть ощущение, что городу нужны такие места. Было бы
здорово, если бы в торце библиотеки появился книжный дворик в интересном
дизайнерском решении - с клумбами, скамейками. Там же можно было бы
выставить в открытый доступ книги. Это будет работать и на интерес
горожан к чтению, и на комфорт города.
См.: http://www.komiinform.ru/news/110370/
Немає коментарів:
Дописати коментар