20 июня в юношеском отделе Центральной городской библиотеки прошел тренинг "Ориентация на клиента" для библиотекарей города.
С докладом "От
руководства чтением к клиентоориентированности: смена парадигмы" выступила заместитель директора ЦБС по рекламе и маркетингу Татьяна Доронина. Она говорила о том, что до появления
Интернета и компьютерных технологий накопленные человечеством знания хранились
в основном библиотеках, а библиотекарь выполнял роль лоцмана в океане книг. Он
их отбирал, систематизировал, хранил и предоставлял читателям. Знание фонда,
потребностей читателей, высокий уровень образования, давали возможность
библиотекарям руководить чтением.
С
появлением компьютерных технологий, сети Интернет, произошла революция в
информационной сфере. Информация перешла в цифровую форму, что изменило способы
её создания, хранения, систематизации, передачи. Сегодня любой пользователь
Интернета может не только общаться в социальных сетях, вести свой архив
фотографий, видео, издавать свои произведения (и проч., и проч.), но и на
качественно ином уровне создавать свою библиотеку. Библиотечное сообщество
осознало угрозу довольно поздно, сейчас идет мучительный поиск своей роли в современном
мире. Но для того, чтобы вновь стать востребованными, необходимо изменить,
прежде всего, психологические установки, парадигмы мышления.
Библиотека не
может сменить потребителя, и обязана
обеспечивать информационное обслуживание. В этих условиях единственно возможная
модель – смена собственной парадигмы.
Методист Днепродзержинской ЦБС Лилия Шушура учила как вести себя с читателями - клиентами. В настоящее время, с развитием поисковых, информационных систем, библиотекарь должен стать профессионалом не только в поиске информации, но и в качестве предоставления этой информации. Чтобы пользователь хотел получить услугу именно у человека, а не у машины.
Библиотекарь юношеского отдела Наталия Бохан рассказала о библиотечном сервисе в Голландии, где она побывала в прошлом году.
Все участники тренинга сделали вывод о том, что клиентоориентированность не значит «потакание» пользователю клиентоориентированность – это чуткое улавливание его потребностей и предложение таких услуг и в такой форме, которая будет оптимальна для каждого конкретного человека. Только для этого нужно серьезно изменить парадигмы мышления (от авторитарного к сервисному), методы работы, а также расширить автоматизацию библиотек.
Библиотекарь и
сегодня может рекомендовать читателю, что почитать. Но формы и способы доставки
этой информации до пользователя существенно расширились. А выбор все равно
остается за клиентом – воспользоваться услугами библиотекаря и библиотеки,
или нет.
Немає коментарів:
Дописати коментар