понедельник, 23 июня 2014 г.

Тренинг "Ориентация на клента" в библиотеке.

20 июня в юношеском отделе Центральной городской библиотеки прошел тренинг "Ориентация на клиента" для библиотекарей города.
С докладом "От руководства чтением к клиентоориентированности: смена парадигмы" выступила заместитель директора ЦБС по рекламе и маркетингу Татьяна Доронина. Она говорила о том, что до появления Интернета и компьютерных технологий накопленные человечеством знания хранились в основном библиотеках, а библиотекарь выполнял роль лоцмана в океане книг. Он их отбирал, систематизировал, хранил и предоставлял читателям. Знание фонда, потребностей читателей, высокий уровень образования, давали возможность библиотекарям руководить чтением.
С появлением компьютерных технологий, сети Интернет, произошла революция в информационной сфере. Информация перешла в цифровую форму, что изменило способы её создания, хранения, систематизации, передачи. Сегодня любой пользователь Интернета может не только общаться в социальных сетях, вести свой архив фотографий, видео, издавать свои произведения (и проч., и проч.), но и на качественно ином уровне создавать свою библиотеку. Библиотечное сообщество осознало угрозу довольно поздно, сейчас идет мучительный поиск своей роли в современном мире. Но для того, чтобы вновь стать востребованными, необходимо изменить, прежде всего, психологические установки, парадигмы мышления.
Библиотека не может сменить потребителя,  и обязана обеспечивать информационное обслуживание. В этих условиях единственно возможная модель  – смена собственной парадигмы.


Методист Днепродзержинской ЦБС Лилия Шушура учила как вести себя с читателями - клиентами. В настоящее время, с развитием поисковых, информационных систем, библиотекарь должен стать профессионалом не только в поиске информации, но и в качестве предоставления этой информации. Чтобы пользователь хотел получить услугу именно у человека, а не у машины.


Библиотекарь юношеского отдела Наталия Бохан рассказала о библиотечном сервисе в Голландии, где она побывала в прошлом году.


Все участники тренинга сделали вывод о том, что клиентоориентированность не значит «потакание» пользователю клиентоориентированность – это чуткое улавливание его потребностей и предложение таких услуг и в такой форме, которая будет оптимальна  для каждого конкретного человека. Только для этого нужно серьезно изменить парадигмы мышления (от авторитарного к сервисному), методы работы, а также расширить автоматизацию  библиотек. 



Библиотекарь и сегодня может рекомендовать читателю, что почитать. Но формы и способы доставки этой информации до пользователя существенно расширились. А выбор все равно остается за клиентом – воспользоваться услугами библиотекаря и библиотеки, или  нет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий