пятница, 12 июля 2013 г.

Книга "Счастливая жизнь" Эллы Матониной - тема обсуждения на краеведческом обществе.


Вчера в Центральной библиотеке им. Т.Г. Шевченко состоялось очередное заседание краеведческого общества "Каменское - Днепродзержинск". Встреча была посвящена книге Эллы Матониной "Счастливая жизнь".
Директор Днепродзержинской ЦБС Татьяна Герасюта познакомила всех присутствующих с творчеством Эллы Матониной. 


Она рассказала, что  Элла Матонина родилась в 1937 г. в Днепродзержинске. Девичья фамилия Гнедина. Закончила женскую школу (нынешний лицей №1) Выпускница факультета журналистики Белорусского государственного университета. Работала в изданиях Молдавии, Казахстана, Латвии. С 1968 года живет в Москве. Работала в журнале "Советский архив", газете "Труд", издательствах "Знание", "Искусство", "Молодая гвардия". Журналист по профессии. Член исторического общества при Союзе писателей России. Публиковалась в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Москва», «Наш современник», «Литературная учеба», «Роман-газета». В газетах – «Независимая газета», «Литературная газета». Автор ряда книг. Одна из  них «Счастливая жизнь».
«Путешествие по жизни и страницам книг» – это подзаголовок или жанр? Кажется, и то, и другое. Жанр, конечно, необычный, но обозначение – довольно точное. Автор описывает жизнь семьи Никитаевых в течение семи десятков лет, на которые пришлись правление двух российских императоров, три революции и две мировые войны. В основе повествования – подлинная история семьи Эллы Матониной. Атмосферу, характерные приметы того или иного периода помогают воссоздать книги: поэзия, проза, философия – вплоть до таких сугубо «практических» пособий, как выпущенная в конце позапрошлого века «Жизнь в свете, дома и при дворе», обложку которой мы видим на форзаце.


 Краеведам эта книга интересна тем, что часть событий , описанных в книге, происходит в Каменском ( Днепродзержинске) и Екатеринославе.



В обсуждении романа приняли участие  известные краеведы:
Игорь Подзерко


Любовь Алексеевская


Наверное, можно упрекнуть  Матонину и тех, о ком она рассказывает, в ограниченности кругозора, заподозрить в равнодушии к судьбам страны и народа, в отсутствии того, что мы привыкли называть гражданской позицией. Но от этого мы, пожалуй, воздержимся . Потому, что  в центре повествования – женские судьбы, и это, как говорится, многое объясняет. Между прочим, мужчины, возникающие на периферии «Счастливой жизни», ведут себя и воспринимают мир иначе, они не могут позволить себе ни женской логики, ни девичьей памяти. Но дело не только в гендерных особенностях. В книге чувствуются жизненная позиция и логика, отличные от общепринятых. Право на их существование санкционировала жизнь, заботящаяся о своём продолжении, предусмотревшая многовариантность моделей человеческой психики и поведения. Мирочувствование и логика, определяющие активную гражданскую позицию, предполагают непременное участие в борьбе (в данном случае не так важно с чем). Эта логика в минувшем столетии была в значительной степени дискредитирована – в первую очередь результатами борьбы. От неё устали, возникла тяга к нормальной жизни – без бурь и потрясений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий