вівторок, 31 березня 2020 р.

Все должно быть хорошо и все будет хорошо: диалоги с другом

Человек – легенда… Самуил Григорьевич - его так звали всегда, учитель, друг, участник Второй мировой войны, ученый, кандидат технических наук, научный консультант Украинского государственного института азотной промышленности и продуктов органического синтеза (УкрГИАП), действительного члена Украинского и Российского обществ по механике грунтов, геотехнике и фундаментостроению. Беспредельно мужественный и честный человек.


 


С 1957 по 1990 год С.Г. Кушнер работал в УкрГИАПе в должности начальника строительного отдела, а затем главным строителем института, возглавлял генеральное проектирование строительной части по заводам генпроектирования (Днепродзержинск, Горловка, Одесса, Череповец, Новолипецк).
Последний год его жизни мы общались ежедневно по скайпу. Он жил в Тюбингине (Германия), а я в его родном Каменском. На 93-году жизни он приехал к нам в библиотеку на Шевченко презентовать свою книгу и покорил нас навсегда: интеллигентностью, ясным умом, работоспособностью (до конца своей жизни читал лекции по искусству и работал над изданием второй книги),  интересом к жизни.



Без лишних слов привожу интервью, которое мне удалось взять у него, готовясь к презентации книги.

1. Как возник замысел книги
         В юности я прочел несколько авантюрных романов, принадлежащих перу Теккерея, Лесажа, Томаса Манна, в которых авантюристы Барри Линдон, Жиль Блаз, Феликс Круль описывали свой     жизненный путь. Вспомнил я об этом в зрелые годы и увлекся мемуарной литературой. Мне захотелось оставить собственные воспоминания, но не просто о себе, но проследить насколько это возможно историю рода Кушнеров на фоне общественной среды обитания. 
2. Это дневник? Вели ли Вы какие-то записи, или все воспроизвели в памяти позже.
         Никогда не вел дневник и не делал никаких других автобиографических записей. В 2003 г. главный редактор нашего украинского отраслевого журнала «Світ геотехніки» Шокарев Виктор Семенович сообщил мне, что будут издаваться в виде приложения к журналу автобиографические брошюры к юбилеям известных украинских ученых и первый номер, посвященный мне, выйдет к моему 80-летию. По его предложению я написал краткую автобиографию, которая была издана в 2008 г. и  затем вошла в книгу Воспоминаний.

3.Кто помогал Вам писать книгу?
В послесловии к книге мною выражена благодарность моему другу Виктору Фишману за ценные советы и поправки, внесенные в рукопись, и моим детям Леониду и Анне Кушнер за ценные рекомендации, а также оказание помощи в корректуре рукописи.

4.Все ли вошло в книгу, о чем хотели сказать?
Многое еще можно было бы сказать о личной жизни. Однако, с одной стороны объем книги требовал сокращений, с другой – надо было считаться с этическими требованиями.
Ведь только чокнутый Эдуард Лимонов мог написать роман «Я Эдичка» со стопроцентной матерщиной и похабщиной.

5. Это книга – напутствие? Это книга – предостережение? Это книга –дух ушедшей эпохи?
         Очень меткие вопросы бьют прямо в яблочко.
         Да - это напутствие:
не забывать о своих предках;
не решать кардинальных жизненных вопросов впопыхах, под горячую руку, под сиюминутным впечатлением;
не совершать поступков, за которые всю жизнь будешь корить себя;
быть ровным во взаимоотношениях с людьми и при возникновении размолвок стараться, как можно скорее разрядить обстановку;
         к достижению намеченной  цели идти прямым, честным путем;
         быть оптимистом, считать свой бокал всегда наполовину полным; это важно всегда, но особенно в старости, когда овладевают недуги и болезни;
         любить людей.
Да – это предостережение:
глубже продумывать и анализировать окружающую обстановку;
         не подпадать под влияние массовой пропаганды, не поддаваться зомбированию;
         не упускать случая придти человеку на помощь когда он в твоей помощи нуждается, чтобы потом всю жизнь, не сожалеть о том, что какие-то, на твой взгляд объективные причины, не позволили это сделать;
         не совершать дурных, постыдных поступков, за которые потом будешь каяться, когда исправить к уже будет ничего невозможно.
         Да - это дух ушедшей эпохи:
         это сожаление об утраченной мечте о светлом будущем;
         это сожаление о вырождении руководства партии;
         это сожаление о развале Союза и утрате сильной могущественной Родины;
         это сожаление об ограблении  и обнищании народа и образовании олигархии за счет прихватизации народного достояния.

6. Сколько времени работали над книгой?
В 2001 г. я начал писать. Вышла книга в 2014 (в промежутке между 2004 – 2008 гг. был написан и издан мой капитальный труд – монография в области механики грунтов).

7. Все ли удалось? Какую роль несут расширенные подстрочники? Не утяжеляют ли они восприятие книги.
         Когда книга написана  и издана, многие авторы считают, что можно было бы сделать лучше. Я не исключение.
         По  поводу подстрочников скажу следующее. Нельзя  писать мемуары абстрагируясь от окружающей среды, от общества, в котором ты живешь. Поначалу текст, вынесенный в подстрочники, входил непосредственно в повествование. Но это получалось тяжело и громоздко и думается, что очень многих читателей это отвернуло бы от книги. Когда же текст вынесен в подстрочники, то читатель сам решает читать ему или не читать текст из подстрочников. Книга понятна и доступна без чтения подстрочников, в которых приводятся данные о руководстве страны, партии и критические высказывания автора об этих деятелях и описываемых событиях.

8. Вы счастливый человек? Об этом Ваша книга? В чем заключается счастье Самуила Кушнера?
         Человек рождается, чтобы сделать жизнь. Я считаю, что мне это удалось:
         я  получил хорошее образование;
         со своей женой я прожил в любви, мире и согласии более 56 лет и, к сожалению, рано проводил ее в последний путь;
         мы вырастили троих хороших детей, которые также сумели сделать свою жизнь;
         у меня трое любимых внучек и три правнука;  
         я состоялся как ученый и как инженер: опубликовано около 95 моих научных работ, в том числе три монографии; по моим научным трудам в области механики грунтов учатся студенты и аспиранты из стран СНГ; здания и сооружения запроектированные под моим руководством и с моим участием можно видеть на ДнепрАЗОТе, в Баглейском районе и на заводах Одессе, Горловке, Череповце. Черкассах, Чирчике и других городах на территории бывшего Союза;
          я счастлив, что дожив до преклонных лет и став долгожителем, я продолжаю трудиться как в области механики грунтов, градостроительства, так и в области истории и изобразительного искусства (читаю лекции, обобщаю конспекты своих лекций по истории еврейского народа с целью издания этих конспектов, дающих начальные представления об его истории).

9. По жизни Вас окружали хорошие или плохие люди?
         Везде, где я жил, служил и работал, меня окружали хорошие люди и я сохранил добрую память о многих из них. За всю свою жизнь я столкнулся с тремя антисемитами.
         С первым из них я столкнулся в армии. В процессе месячного общения пришлось многое перетерпеть. По окончании наших контактов я высказал ему все о том, кто он есть и что я о нем думаю.
          Со вторым и третьим я столкнулся в УкрГИАПе. Причем в одном случае в мою защиту по поводу, написанной на меня кляузы, выступил весь строительный одел, в другом - за нанесенное мне оскорбление начальники отделов устроили обидчику обструкцию. В обоих случаях эти антисемиты срочно уволились.

10. О чем сожалеете. Есть такой поступок в Вашей жизни, которого стыдитесь.?
         О своих неблаговидных поступках я написал в книге. И по сей день я сожалею, что ничего нельзя исправить.

11. Что Вас удивляет в жизни?
         Можно многому удивляться в этой жизни. Но я остановлюсь  на алчности, жадности, корыстолюбии. И, обращаясь к алчным. я хочу сказать: «Люди, читайте Экклесиаста (Ветхий Завет) и, может быть, вы поймете, что в могилу, куда вы сойдете, ничего не унесешь. Да и неизвестно, кому достанется ваше накопленное праведным или неправедным путем богатство».

12. Чем бы хотели заниматься
         Я хотел бы заниматься тем, чем занимался всю жизнь и сейчас по мере сил занимаюсь. Для меня имеет большое значение безвозмездное служение людям.
        
13. Какую музыку любите. Книжки. Кино, театр?
         Люблю классическую музыку и прежде всего Моцарта и Бетховена, а также старинный русский романс.
         Книги. В детстве: Жюль Верн, Майн Рид. Райдер Хаггард, Киплинг. Далее: американские писатели Драйзер, Дос Пассос, Роберт Пен Уоррен, западно-европейские от Бокаччо и Рабле до Теккерея, Оскара Уальда, Диккенса, Шекспира, Гюго, Мериме, Жорж Санд, Мюссе, Вльтера Скотта, Ромен Роллана, Генриха и Томаса Манн и др., русская классика от  Пушкина, до Толстого, включая поэзию  золотого и серебряного веков, советская литература от Блока, Брюсова, Маяковского до Гроссмана, Симонова, Бориса Васильева и др.

Вариант более приемлемый:
         Музыка. Классическая музыка и старинный русский романс.
         Книги. Запано-европейская, американская, русскя литература (классика).
         Кино. Многие советские фильмы. Опера: Западно-европейские и русские композитоы, а также Гершвин. Оперетта. Кальман, Штраус, Оффенбах. Драматический театр. Западно-европейская и русская классика.

14. Ваш жизненный девиз?
         Мое жизненное кредо: «Все должно быть хорошо и все будет хорошо». Это кредо  взяли на вооружение многие мои друзья и знакомые. Кроме того, я полностью разделяю кредо очень тяжело болевшей милой Леси Украинки, изложенное  в ее стихотворении «Сontro spem spero» (Без надежды надеяться). Привожу основную строку из этого стихотворения:

                            «Так! Я буду крізь сльози сміятись,
  Серед лиха співати пісні,
                              Без надії таки сподіватись,
                              Буду жити! Геть думи сумні»!

15.Люди сильно изменились. Почему? Что нас ожидает в дальнейшем?
         Народная артистка СССР покойная Елена Образцова одним жестом охарактеризовала современное общество. Она расположила правую руку примерно на расстоянии 30 см от груди и развернула ладонь, имитируя, что человек держит на ладони мобильный телефон (в нем сейчас все от фотоаппарата до компьютера) и уткнулся в него, не замечая ничего вокруг себя.
         В 20-30- гг. знаменитый популяризатор научных достижений Перельман Яков Исидорович в «Занимательной математике» приводил рассказ Курда Ласвица о создании универсальной (всемирной) библиотеки. В этом рассказе говорится, что она должна будет состоять из 102000000 (десять в двухмиллионной степени) томов. Для ее размещения потребовалось бы здание, которое опояшет земной шар.
Интернет изменил жизнь человечества. Я не говорю о тех социальных потрясениях, которыми мы обязаны интернету.
Была создана уникальная универсальная библиотека, которая в глазах многих молодых людей превратила книгу в ненужную макулатуру. Причем культурное наследие человечества  остается для них TERRA INKOGNITA (неизвестная область).
Могут сказать, что во мне говорит вечный конфликт между отцами детьми. Но это не так. Не вооруженным взглядом видно духовное обнищание общества.
         Всеми фибрами души я стою на защите книги. Нельзя допустить, чтобы она ушла в небытие. С ее исчезновением канет в лету и духовность общества.
         Для поднятия духовности нужно создать специальную государственную программу. 

Татьяне Герасюте  д-р Самуил Кушнер
01.09.2016.
Книгу можно прочесть тут: http://russtuttgart.de/samuil-kushner/

4 коментарі:

  1. Дорогая Татьяна!
    Огромное спасибо за материал об отце. Речь даже не только о памяти. Для нас он всегда рядом. Я постоянно чувствую его присутствие и обращаюсь
    к нему в трудные моменты жизни.Включая сегодняшний сюрреалистический апокалипсис.
    Но все должно быть хорошо и все будет хорошо.
    Леонид Кушнер

    ВідповістиВидалити
  2. Леня, не ожидала.Спасибо.Я тоже его помню.Подготовила материал для главы о нем в книгу, которую готовит Базарянинов.Жаль, нет у меня хороших фото.Подумай, как мне их передать, сканы , конечно.

    ВідповістиВидалити
  3. Уважаемая Татьяна!
    Большое Вам спасибо, очень было здорово, увидеть дорогое лицо.Рада, что память о замечательном Человеке жива и будет жить в наших сердцах! Огромное спасибо.
    Лидия Шпунт.

    ВідповістиВидалити
  4. Єто Вам спасибо за память, за дружбу!

    ВідповістиВидалити