неділя, 29 березня 2020 р.

Белые пятна истории Каменского-Днепродзержинска


Не так давно на страницах Facebook появилась информация, диссонирующая с мрачными ежедневными постами последнего времени: издательство «Лира» (Днепр) готовит к выпуску книгу каменских краеведов Александра Слоневского и Олега Мороза «Белые пятна истории Каменского-Днепродзержинска», посвящённую 270-летию нашего города. По сведениям, полученным из надёжных источников, книга увидит свет в середине апреля 2020 года. А пока, с любезного разрешения авторов, мы начинаем публиковать отдельные главы нового краеведческого исследования. Благодарим за доверие!
  


Глава «Диспут на богословские темы»

В октябре 1898 года общественность Каменского была взбудоражена известием о дебатах в Заводской Николаевской церкви между православным священником-миссионером и предводителем местных старообрядцев. Полемика в недавно отстроенном храме представляла собой неслыханное дело для каменской глубинки. Кроме того, оглашённая словесная баталия обещала стать прекрасным развлечением для интеллектуально развитых жителей промышленного поселения, обделённых такого рода мероприятиями.
Старообрядцы, или староверы, появились в Каменском после пуска Днепровского завода, когда под влиянием металлургического гиганта, здесь семимильными шагами начало развиваться частное предпринимательство. Староверы в этом плане занимали активную позицию, составляя весомую часть торговцев и даже купцов первой гильдии. Достаточно сказать, что на средства одного из них был выстроен местный молитвенный дом со звучным названием «Свято-Троицкая церковь старообрядцев Белокриницкой иерархии в селе Каменском Екатеринославской губернии и уезда».
Село Каменское с прилегающим к нему Днепровским заводом являлось одним из главных центров старообрядчества Екатеринославской губернии. Настоятелем местной общины пребывал протоиерей Иоанникий Антонов, который проживал при молитвенном доме по адресу Староверовская улица, 7. Один из видных деятелей древлеправославия протоиерей Иоанникий был весьма начитанным служителем, обладающий солидными познаниями в области староверовской литературы, что признавали даже его оппоненты.
Поскольку в Каменском никогда не было публичных диспутов между сторонниками разных христианских течений, противораскольническому миссионеру Михаилу Сушкову стоило немалого труда убедить раскольника Иоанникия Антонова вступить в разглагольствие о вере. После долгих колебаний Антонов согласился, но предварительно составил письменные условия, которые с некоторыми исправлениями подписали обе стороны. В документе был намечен план собеседований и определён предмет каждой дискуссии. И вот, 18 октября 1898 года в Заводском храме в присутствии большого количества прихожан Свято-Николаевской церкви и в меньшей степени староверов, состоялась полемика на тему «Истинная церковь и её состав».

Немає коментарів:

Дописати коментар