четверг, 4 октября 2012 г.

В клубе интеллектуального кино - фильм "Стрелочник",

Клуб интеллектуального кино при юношеском отделе Центральной городской библиотеки им. Т.Г. Шевченко открыл свой новый сезон фильмом режиссёра Йоса Стеллинга "Стрелочник".
 Надо же придумать фильм как вечный сюжет, чтобы каждый видел в нем свое, и всех задевал. Здесь и праздник встречи, познания, открытия тайны и смысла жизни, здесь и трагедия смерти, конца, невозможности, и смех сквозь слезы, и светлая печаль. Одним словом, объемы искусства. Как в живописи, как в натюрморте здесь главное - цвет и подробность, как в музыке - ритм, как в литературе - психология и как в кино - все это вместе ради того, чтобы кое-что рассказать о природе человека - рассказывала  руководитель клуба Наталья Бохан.


Фильм "Стрелочник" - кинематографическая метафора жизни. Его странности, парадоксы, неожиданности, его откровенная игра на удивление уместны, легко перемещаются из области фантазии в контекст реальности, а из действительности в сферу поэзии.
Стрелочник жил один, совсем один. Он встречал поезда, переводил стрелку, но чаще всего поезда, не останавливаясь, уносились. Он был само одиночество, он не видел, не ждал, не искал никакого выхода из него. Он был одиноким человеком настолько, что и о самом себе знал мало.
Он тут, на заброшенном полустанке - как приложение к железнодорожной автоматике: включает, выключает, нажимает какие-то рычаги и кнопки с цирковой отточенностью… И вдруг в этот мир раз и навсегда заведенного порядка нежданно-негаданно, как десант из сказки или сновидения, врывается прекрасная, говорящая по-французски Она… В красных одеждах, в окружении чемоданов и сумочек.


 Трудно сказать, сколько могли герои настороженно наблюдать друг друга, но болезнь (как не простыть, ступая в туфельках по снегу) все переводит на божественный язык. Теперь уже просто Он и Она. Она - это целый мир, в котором все, все другое, незнаемое, но имеющее магическую власть над человеческим сердцем. И сердце обнаружилось - стучит и бьется, замирает от желания, страдает. История Адама и Евы - открытие, познание, обретение, обретение себя - сделана с таким целомудрием и простотой, что в этом фильме, ироничном, щедром на фантазии, получает пронзительную силу откровения.
В танце Стрелочник, точно птица подхватила его и вынесла на крыльях из дома, кружит над землей… Можно жить без любви, не зная о ней, не ведая, но как и зачем, когда она покидает?..
Он натаскал в дом мох, застелил мхом полы и постель и лег в объятия природы. И легкую улыбку на просветленном и бледном лице затянула паутина.
А Она? Она бережно и ласково держит в руках черного жука - прояснилось и для нее, что природа и есть истинная красота, и правда, и сила.
Романтик по складу души, знающий цену юмору, Стеллинг все свои кинематографические истории превращает в игру со зрителем, которого ловко, совсем незаметно делает своим партнером. Картина "Стрелочник", впервые показанная на Московском фестивале 1987 года, стала легендой европейского кино.















Комментариев нет:

Отправить комментарий