В программу обучения шведских начальных школ включена детская «Книга о
смерти». Та же писательница знаменита и другим произведением –
«Маленькой книжкой о какашках». Книга эстонского писателя «Какашка и
весна» не только рекомендована Министерством культуры этой страны для
детского чтения, но и стала детской книгой года.
Шведка Пернилла Стальфельт — автор особенных иллюстрированных книг
для детей, художник и педагог, член шведской Академии детской книги.
Преподает изобразительное искусство в музее современного искусства
Стокгольма.
Особенными произведения Стальфельт можно называть не только
потому, что женщина охотно рассказывает детям о смерти и любви,
толерантности и какашках, но и потому, что все свои произведения
Пернилла иллюстрирует собственными, весьма своеобразными рисунками. В
2004 году писательница стала обладательницей литературной премии Астрид
Линдгрен. Шведы считают, что автору удается с юмором говорить на такие
сложные для детей темы, как смерть, половые и национальные различия.
Причем, вдохновение для своих произведений она черпает в беседах с
детьми во время работы в изостудии при музее Стокгольма.
Первые произведения - «Одного поля ягоды» и «Книга о смерти» -
писательница создала по заказу правительства Швеции. Сейчас оба входят в
учебный курс начальной школы страны.
Книги Перниллы вызывают огромный интерес в первую очередь у
взрослых, которые не устают читать незатейливые пояснения автора и
разглядывать ее рисунки-комиксы. «От любви можно влюбиться» - доходчиво
поясняет педагог-новатор. Также влюбленные могут «чмок-чмок»
(целоваться), «тиск-тиск» (обниматься) и «бла-бла-бла» (смотреть вместе
телевизор). Со страниц «Книги о любви» дети также узнают, что любовь
бывает медленная и быстрая. Бывает любовь к денежкам, но от любви денег
не дождешься. Бывает – любовь к Богу, а бывает – между двумя женщинами
или мужчинами.
Кстати, у любви есть собственный бог, который называется
Амуром, и изображается по версии Перниллы в виде толстого неопрятного
мужичка с волосатыми ляжками и обвисшими щеками. Некоторые от такой
любви женятся, и поэтому сразу после обручения и надевания колец автор
переходит к подробностям мужской и женской физиологии в виде «краников» и
«пучков волос с дырочками».
Безусловно, самой впечатляющей из арсенала книг, написанных шведкой,
стало произведение на «актуальную» для детей тематику – «Маленькая
книжка о какашках». Появляются они из ануса, как сообщает любознательным
Пернилла, и бывают кренделеобразными и разноцветными. Отдельно детвору
просвещают на предмет продуктов жизнедеятельности животных – мышей,
крыс, птичек, овец и лосей. Из овечьих и лосиных кучек знаток детских
увлечений даже предлагает изготавливать украшения.
Книги авторства Стальфельт являются одними из самых обсуждаемых
детских книг на интернет-форумах. Приведем лишь несколько отзывов:
- Какой все-таки неоднозначный автор - Пернилла Стальфельт! Судя по рецензиям, ее книги или считают гениальными, или ненавидят.
Я, признаюсь, не ожидала, увидев розовую обложку и
название «Книга о любви», найти внутри «краник и дырочку». Но пошлые
виньетки и псевдоромантические вздохи, которых ожидали наверное многие
родители, были бы в сто крат хуже.
В целом считаю, что книга грамотная. Рассказано все
прямолинейно и однозначно, но без морализаторства, сразу говорится о
последствиях. Книга больше о разнообразии проявлений любви (что мне
кажется и интересует ребенка, ведь он изначально «играет» в любовь,
копируя взрослых).
Наверное, не стоит эту книгу показывать малышам, но у
ребенка всегда наступает период, когда сфера его «почему» перемещается в
область любви и секса. В этом случае книга незаменима.
Когда-то читала, что на детское «почему» нужно давать
простой и однозначный ответ. Эта книга как раз из такой серии. Мне
кажется, в школьных туалетах тема секса обсуждается еще хлеще и
обрастает разными мифами и легендами, поэтому стоит разумно обсуждать
эту тему с ребенком, чтобы не воспитать в нем чувство, что секс - это
что-то постыдное.
Понравилось, что обсуждается с юмором смущение и
неловкое поведение. Ребенок, испытав подобное, впоследствии возможно не
будет относится к ситуации слишком серьезно, а вспомнив эту книгу,
поймет, что все испытывают подобное и сможет посмеяться над собой.
Я за Перниллу Стальфельт!
- Листала эту книгу в руках в книжном магазине.
Иллюстрации поганенькие. Словно в грязи измазалась. Я далеко не
романтик, любовных романов не читаю, мелодрамы не люблю, но чтобы так
извратить слово “любовь”, надо очень постараться! Если автор ставит на
один уровень любовь к деньгам, сосискам и другому человеку, смешивает
патологии и секс, если поддатый амур – это у нее бог любви…
А ведь Стальфельт ко всему прочему еще и педагог, и в
свое время получила премию Астрид Линдгрен за литературные художества!
Книга категорически противопоказана детям. Да и взрослым тоже.
Нужно сказать, что слава шведской писательницы вдохновила
россиянку Анну Сучкову, написавшую собственную версию детских
«Приключений какашки». Здесь грустная какашка путешествует по миру.
Поводов для печали у нее предостаточно – то ее раздавила лошадь, то
окатила водой рыба, то мальчик слепил из нее что-то и выкинул неудачное
произведение. Интересен финал какашкиных приключений, в котором она,
наконец, находит себе дом… в телевизоре, где и поселяется для
дальнейшего проживания. Метафорично, правда?
Свой автор жизнеописаний какашек есть и у эстонских детей.
Член Союза писателей Эстонии Андрус Кивирякх ранее прославился
произведением «Жираф», героиня которого – девочка по имени Кай
подружилась с глистом Тынисом, живущим у нее в животе, и строительным
краном за окном, который воспринимала исключительно как жирафа. Другими
персонажами произведения стали отважный Кильк из консервной банки и злой
розовый СоСиск.
Вдохновленный успехом «Жирафа» Кивирях создал следующее
произведение – «Какашка и весна». Также Кивирякху удалось придумать для
своих детских произведений таких героев, как Куртка-дура, Черт из горшка
и Яйценесущие носки.
В отличии от произведения Сучковой, у эстонского писателя
литературного героя ожидало светлое будущее: Какашка женился на
прекрасной Одуванчике, с которой они очень любили друг друга и
обнимались по несколько раз в день.
Книга эстонского писателя о приключениях какашки вошла в
список литературы, рекомендованной Министерством культуры Эстонии для
детского чтения. В 2010 году произведение стало самой продаваемой
детской книгой страны.
Детскую «Книгу о смерти» в Киеве можно купить в
интернет-магазине «Книгочей» за 66 грн. «Книгу о любви», «Одного поля
ягоды» (о толерантности) и «Маленькую книжку о какашках» того же автора
найти в столице несложно – достаточно пройтись по книжному рынку на
Петровке.
Тему комментирует Елена Трембицкая, психоаналитик Киевской Психоаналитической Группы
Детская литература – вопрос сложный. И мне кажется, что
сложность его в сложности самого феномена детскости. Читать или не
читать волшебные сказки? В каком возрасте начинать и прекращать? Как
быть с современной литературой – точнее с ее изобилием в нынешнее время?
Чему отдать предпочтение – национальному аспекту или общечеловеческому?
Вот далеко неполный перечень вопросов, волнующий родителей, которые
озабочены развитием своих чад.
Попробуем подойти к данной проблеме с разных сторон.
Детство подразделяется специалистами на периоды (этапы, фазы). Переход
от одного периода к другому можно представить себе как
последовательность кризисов. Различные психологические школы дают им
различное название, но суть от этого не меняется. Хорошо известны
оральная, анальная, генитальная фазы в психосексуальном развитии
ребенка. Многими исследователями народных сказок отмечена именно такая
последовательность в сюжетных перипетиях.
То есть сказки, проверенные временем – народные или,
скажем, созданные «в контакте» с носителями народной культуры (братья
Гримм, Ш. Перро), в какой-то мере доказали свою воспитательную силу.
Ведь из множества фольклорного материала, столетиями создававшемся в
устном народном творчестве, до нас дошли и «закрепились» в культуре
немногие тексты. Можно сказать, что они вобрали в себя опыт, который
передается следующему поколению. То есть помогают в преодолении тех
самых кризисов развития уже названных и следующих за ними.
И это далеко не единственная роль сказки. Хочется упомянуть
о том, что читая ребенку сказку, мама (чем меньше ребенок, тем более
вероятно, что это она) вступает с ребенком в коммуникацию – говорит с
ним. Если это не формальное действие – она заметит, что беспокоит
ребенка, за кого он переживает, с кем себя сравнивает, чего боится…
Появляется эмоциональное поле, которое дает возможность и понять, и
принять, и почувствовать маленького человека.
Ведь есть круг тем «вечно» волнующий детей. Их немного,
однако они очень серьезные. Это вопросы появления на свет – как я
появился на свет? зачем? Особенно актуальными эти вопросы становятся,
если рождается, например, младший ребенок. Вопросы жизни и смерти – как
выжить, собственно говоря, в этом мире? Что такое смерть? Что значит –
быть мертвым?
И речь о том – кому отдать прерогативу общения с
собственным ребенком. Оставить ее себе для родителя означает понимать и
принимать, как это ни банально звучит, волнения, переживания,
высказанные (или не высказанные) маленьким мальчиком или девочкой. Ведь
это будет для них самым ценным – признание собственной важности,
значимости, серьезности. Это даст толчок к дальнейшему исследованию мира
и творчеству. И тогда возможен и разговор о судьбах какашек, если это
волнует сегодня вашего малыша. Но образы и слова будут ваши, семейные.
И еще один важный аспект. Нельзя забывать о субъективности.
Субъективности автора в том числе. Ведь все, что человек говорит (или
пишет), он говорит о себе. И, как правило, мы его не знаем. Временем его
творчество еще не проверено, а значит – есть риски. То, что это находит
такой отклик в людях, говорит о многом. Например, о том, что для,
казалось бы, простых тем, интересующих ребенка, очень многим родителям
понадобился кто-то, кто смог поговорить с их детьми на их уровне. Вопрос
– почему это не удалось сделать им? Мне кажутся в этой связи очень
точными слова детского психоаналитика Франсуазы Дольто: «О ребенке
говорят много, но с ним не говорят».
Немає коментарів:
Дописати коментар