среда, 25 июля 2012 г.

Галопом по Европе: музей Лувр в Париже.

Музей Лувр в Париже – один из крупнейших художественных музеев мира, третий в мире по занимаемой площади: 160106 квадратных метров, из которых на 58470 располагаются экспозиции. Но по количеству экспонатов, их ценности и разнообразию музей Лувр, наверное, занимает первое место в мире – по итогам  2010 года в его залах побывали 8,5 млн. человек! Каждое значимое творение, созданное во Франции с ХIV века и до 1848 года, находится именно в Лувре.


Музей Лувр.
 Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены, на улице Риволи, в 1-м округе столицы. Здание музея – старинный королевский дворец. Конная статуя Людовика XIV обозначает точку начала так называемой исторической оси Парижа, но дворец не выровнен по ней. Коллекции Лувра хранят шедевры искусства разных цивилизаций, культур и эпох. В музее около 300 000 экспонатов, из которых только 35 000 выставляются в залах. Многие экспонаты содержатся в хранилищах, поскольку не могут быть показаны посетителям более трёх месяцев подряд из соображений сохранности. Музей состоит из четырех частей: Старый Лувр, крыло Ришелье, крыло Сюли и крыло Денона.


Старый Лувр содержит широкие экспозиции Древнего Востока, Египта, Греции, Этруссии и Рима. В отделении посвященном Древнему Востоку хранятся работы, созданные на огромной территории протянувшейся от Индии до Средиземья. Старейший из экспонатов датируется 6000 годом до рождества Христова. Коллекция состоит из трех частей: Месопотамия (Шумеры, Вавилония, Ассирия и Анатолия), Иран (Сузы, Иранское плато и восточная граница Ирана), Левант (Сирийско-Палестинское побережье и Кипр).

 В секции Древнего Египта выставлены экспонаты относящиеся к некогда могучей и очень древней цивилизации, проживавшей вдоль плодородных берегов реки Нил. Древний Египет, как цивилизация, начинает свою историю за 4 тысячелетия до н.э. В данном отделе музея представлено около 5000 работ, размещенных на площади 4120 м2.


Работы, выставленные в секциях Греческой, Этрусской и Римской цивилизаций иллюстрируют художественную выразительность людей, проживавших в районе Средиземноморья, с 4 тысячелетия до н.э. и до VI века н.э. Греческие статуи представлены в хронологическом порядке (эра ориентализма, архаический, классический и эллинский периоды). Здесь представлены как оригиналы, так и точные копии выполненные в эпоху Рима. Три комнаты посвящены Этрусским работам (саркофаги, вазы, живопись и драгоценные украшения). Римская коллекция главным образом состоит из статуй, мозаик, бронзовых, золотых и серебряных работ.


В музее Лувр насчитывается около 6000 картин, созданных европейскими художниками с конца XIII и до середины XIX столетия, самые разнообразные по формату и стилю исполнения: от маленьких картинок до монументальных полотен, – представленны во всем энциклопедическом разнообразии. Наиболее известные картины Лувра – портреты «Джоконда» Леонардо да Винчи и «Прекрасная садовница» Рафаэля, которые приобрел еще король Франциск I. Жемчужинами коллекции также являются картины «Брак в Кане Галилейской» Паоло Веронезе (была украдена из монастыря в Венеции в 1798 году), «Маленький нищий» Мурильо (была куплена Людовиком XVI в 1782 г.),  «Кружевница» Вермера и «Автопортрет с чертополохом» Дюрера (приобретены музеем в 1870 и 1922 годах соответственно) и полотно «Христос на Кресте» Эль Греко (досталось музею даром в 1908 году).


Большое впечатление также производит помещенное в корпусе Денон полотно кисти Жака Луи Давида – «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Запоминается цикл «Четыре времени года» Никола Пуссена, украшающий зал корпуса Ришелье. Светотени картин Жоржа де Латура заставляют остановиться жаждущих тишины и покоя. В разделе живописи XIX века можно увидеть «Плот «Медузы» Теодора Жерико и «Свобода, ведущая народ», иначе «Свобода на баррикадах», Эжена Делакруа. На третьем этаже корпуса Сюлли выставлены полотна Жана Опоста Доминика Энгра. «Турецкая баня», наиболее известное из них, всегда собирает возле себя толпы посетителей Лувра.


Самые известные скульптуры музея – Венера Милосская, найденная в 1820 году и тогда же приобретённая послом Франции у турецкого правительства, и Ника Самофракийская, найденная по частям в 1863 году на острове Самотраки Шарлем Шампуазо, археологом и вице-консулом Франции в Адрианополе.


Не менее примечательна пирамида Лувра – большая пирамида, сделанная из стекла и металла, окруженная тремя меньшими, расположена во внутреннем дворе Музея и служит главным входом в музей. Законченная в 1989 году, она стала достопримечательностью  Парижа.  Для сооружения нового входа в музей Лувр был выбран проект, разработанный архитектором Йо Минг Пеем, выходцем из Азии, живущим в Нью-Йорке. Структура, которая была построена полностью со стеклянными сегментами, достигает высоты 20.6 метров (приблизительно 70 футов); сторона основы пирамиды имеет длину в 35 метров (115 футов).


В начале своего существования Лувр пополнял фонды за счет королевских коллекций, собранных в своё время Франциском I (итальянские полотна) и Людовиком XIV (самое крупное приобретение — 200 полотен банкира Эверара Жабаха. На момент основания музея королевская коллекция насчитывала ровно 2500 полотен. Постепенно в собрание музея были переданы наиболее ценные картины королевской коллекции. Огромное количество скульптур пришли из Музея французской скульптуры  и после многочисленных конфискаций имущества в период революции, во время которой двери музея и были открыты для публики 8 ноября 1793 г.
 В период наполеоновских войн с подачи первого директора музея, барона Денона, коллекция пополнялась военными трофеями, тогда же в музей Лувр попадают археологические находки из Египта и Ближнего Востока. На протяжении XIX и XX веков коллекция музея была пополнена в результате множества приобретений и даров, в числе последних — коллекция Эдмунда Ротшильда, доставшаяся музею по завещанию последнего.


 Устаревшая Большая башня Лувра в Париже была разрушена по приказу Франциска I в 1528 году, и в 1546 начинается превращение крепости в великолепную королевскую резиденцию. Эти работы проведены Пьером Леско и продолжались во время правления Генриха II и Карла IX. Два новых крыла были присоединены к зданию. В 1594 году Генрих IV решает соединить Лувр с дворцом Тюильри, построенным по желанию Екатерины Медичи. Квадратный двор дворца создавался архитекторами Лемерсье, а затем Луи Лево во времена правления Людовика XIII и Людовика XIV, он увеличил дворец в четыре раза. Оформлением и украшением дворца руководили тогда такие художники, как Пуссен, Романелли и Лебрен. В 1667—1670 гг. архитектором Клодом Перро на восточном фасаде дворца, выходящем на площадь Лувра, сооружена Колоннада Лувра.
















 В 1682 году работы были резко приостановлены, когда Людовик XIV выбирает Версаль как новую королевскую резиденцию.  Только в XVIII веке в Лувре разрабатываются новые проекты. Одним из таких начинаний было превращение Лувра в музей. Проект рождается в правление Людовика XV и заканчивается с Французской Революцией.
 По прошествии бурных революционных лет работы в Лувре продолжил Наполеон I. Его архитекторы Персье и Фонтен начали сооружение северного крыла вдоль улицы Риволи. Это крыло было достроено в 1852 году при Наполеоне III, и сооружение Лувра было завершено. После пожара и разрушения Тюильри, происшедших при осаде Парижской коммуны в мае 1871 года, музей Лувр в Париже приобрел современный вид. В 1989 году в центре Наполеоновского дворика была возведена стеклянная пирамида.

Комментариев нет:

Отправить комментарий