Каждую осень в лондонском Риджентс-парке проходит ярмарка
современного искусства Frieze Art Fair. Длится она всего пять дней, но
заданные ею тенденции определяют мировые арт-тренды на год — до
следующего Frieze.
В этом году ярмарка отметила свое десятилетие новшествами. Впервые ее пространство было поделено не только на коммерческую часть, где галереи платили за аренду (12 тыс. фунтов стерлингов за стенд), и «Проекты», участники которых были приглашены администрацией Frieze и за аренду не платили, но и на «Фокус» с галереями, основанными не раньше 2001 года. На «Фокусе» участники хоть и оплачивали аренду, но ее стоимость была меньше, чем в коммерческой части ярмарки (семь тысяч фунтов стерлингов за стенд). Кроме того, в этом году Frieze впервые предоставил коллекционерам возможность инвестировать не только в современное, но и в классическое искусство, проведя под своим брендом две ярмарки — Frieze Art (175 галерей) и Frieze Masters (90 галерей). Всего на арт-ярмарке были представлены работы нескольких тысяч художников общей стоимостью полтора миллиарда долларов.
Классики и современники. Открытие Frieze Masters было в первую очередь маркетинговым ходом. Почти каждая брошюра, буклет и листовка на арт-ярмарке рассказывали о том, как много общего у contemporary art и классического искусства. Впрочем, некоторых художников, представленных на Frieze Masters, можно было назвать классиками с большой натяжкой, поскольку здесь выставлялись работы, созданные в период от античных времен до еще недавнего 2000 года.
Связь времен действительно впечатляла. Так, лондонская галерея Sam Fogg предлагала за три миллиона долларов три каменные горгульи XIII века. Глядя на этих как будто орущих в ужасе тварей, я невольно всп омнила созданную через шесть веков картину Эдварда Мунка «Крик». Чем не связь художественных эпох? Но если «Крик» буквально за 15 минут был продан на недавнем аукционе Sotheby's за 120 млн долларов, то кричащую горгулью теоретически можно было бы выторговать у Sam Fogg «всего» за миллион.
Кстати, организаторам арт-ярмарки удалось удачно сыграть на усиление имиджа современного искусства благодаря авторитету старых мастеров — те, мол, еще и не такое выдавали! Самый яркий тому пример — работы художника Джузеппе Арчимбольдо. Лица и тела, состоящие из овощей и фруктов, вполне могли натолкнуть неискушенного обывателя на мысль о том, что Джузеппе живет сейчас где-то в бесшабашном лондонском Сохо. И только из надписи на табличке он бы узнал, что смотрит на картины итальянского художника XVI столетия.
Так что открытие Frieze Masters оказалось в итоге, как любят говорить в Англии, ситуацией win-win (это когда в результате переговоров выигрывают обе стороны — в данном случае, и галереи, торгующие произведениями contemporary art, и те, кто продает классическое искусство). Ведь чем больше работ на ярмарке, тем больше инвестиций. Особенно при существующем на нынешнем арт-рынке раскладе, когда на несколько десятков коллекционеров современного искусства приходится всего один собиратель работ «мастеров».
В этом году ярмарка отметила свое десятилетие новшествами. Впервые ее пространство было поделено не только на коммерческую часть, где галереи платили за аренду (12 тыс. фунтов стерлингов за стенд), и «Проекты», участники которых были приглашены администрацией Frieze и за аренду не платили, но и на «Фокус» с галереями, основанными не раньше 2001 года. На «Фокусе» участники хоть и оплачивали аренду, но ее стоимость была меньше, чем в коммерческой части ярмарки (семь тысяч фунтов стерлингов за стенд). Кроме того, в этом году Frieze впервые предоставил коллекционерам возможность инвестировать не только в современное, но и в классическое искусство, проведя под своим брендом две ярмарки — Frieze Art (175 галерей) и Frieze Masters (90 галерей). Всего на арт-ярмарке были представлены работы нескольких тысяч художников общей стоимостью полтора миллиарда долларов.
Классики и современники. Открытие Frieze Masters было в первую очередь маркетинговым ходом. Почти каждая брошюра, буклет и листовка на арт-ярмарке рассказывали о том, как много общего у contemporary art и классического искусства. Впрочем, некоторых художников, представленных на Frieze Masters, можно было назвать классиками с большой натяжкой, поскольку здесь выставлялись работы, созданные в период от античных времен до еще недавнего 2000 года.
Связь времен действительно впечатляла. Так, лондонская галерея Sam Fogg предлагала за три миллиона долларов три каменные горгульи XIII века. Глядя на этих как будто орущих в ужасе тварей, я невольно всп омнила созданную через шесть веков картину Эдварда Мунка «Крик». Чем не связь художественных эпох? Но если «Крик» буквально за 15 минут был продан на недавнем аукционе Sotheby's за 120 млн долларов, то кричащую горгулью теоретически можно было бы выторговать у Sam Fogg «всего» за миллион.
Кстати, организаторам арт-ярмарки удалось удачно сыграть на усиление имиджа современного искусства благодаря авторитету старых мастеров — те, мол, еще и не такое выдавали! Самый яркий тому пример — работы художника Джузеппе Арчимбольдо. Лица и тела, состоящие из овощей и фруктов, вполне могли натолкнуть неискушенного обывателя на мысль о том, что Джузеппе живет сейчас где-то в бесшабашном лондонском Сохо. И только из надписи на табличке он бы узнал, что смотрит на картины итальянского художника XVI столетия.
Так что открытие Frieze Masters оказалось в итоге, как любят говорить в Англии, ситуацией win-win (это когда в результате переговоров выигрывают обе стороны — в данном случае, и галереи, торгующие произведениями contemporary art, и те, кто продает классическое искусство). Ведь чем больше работ на ярмарке, тем больше инвестиций. Особенно при существующем на нынешнем арт-рынке раскладе, когда на несколько десятков коллекционеров современного искусства приходится всего один собиратель работ «мастеров».
Немає коментарів:
Дописати коментар