В прокат выходит «Джобс: Империя соблазна» – биографическая
драма про то, как глава Apple изменил мир. Предлагаю еще шесть других
основанных на реальных событиях фильмов, которые непременно стоит
посмотреть всем бизнесменам и карьеристам.
«Джобс: Империя соблазна»/ режиссер Джошуа Майкл Штерн / США, 2013
Байопик про Стива Джобса сделан не с помощью какого-то
кинематографического iOS, а на той же операционной системе, что и любая
голливудская биография. Это стандартная драма, собирающая личность героя
из событий-пазлов: студенческих лет, первых предпринимательских опытов,
путешествий, совещаний, презентаций, офисных интриг и семейных сцен.
Никаких
открытий фильм не делает, зато учит здоровой наглости, без которой
ботаников бы никогда не пустили делать бизнес. А заодно воспевает
дерзость юности и указывает на важность воспитания в себе так
называемого латерального мышления. Этот тип логики лучше всего
исследовал удивительный американский ученый Эдвард де Боно; если
вкратце, латеральное мышление – это вполне тренируемая способность
видеть то, чего не замечают другие, реагировать на внешние раздражители
быстро, оригинально и эффективно. Джобс такими навыками обладал, а еще
умел впитывать и фильтровать для пользы своего бизнеса любые входящие
данные – семейные, географические, культурные.
Вдобавок в
«Джобсе» ярче, чем в других подобных фильмах, сияет напарник героя, в
данном случае – Стив Возняк. Хорошее напоминание о важности
делегирования полномочий и о том, что великие дела – Google, Microsoft,
Facebook, Apple – почти невозможно совершать в одиночку.
«Линкольн»/ режиссер Стивен Спилберг / США, 2012
Фильм Стивена Спилберга можно смотреть как историческую драму, а
можно – как историю о дилемме управленца. Президент Линкольн – глава
огромной организации. Ее акционеры – конгрессмены и избиратели – требуют
конкретного решения: принятия капитуляции конфедератов и прекращения
Гражданской войны. Но Линкольн считает, что в долгосрочной перспективе
американцам нужно кое-что, что они пока не готовы принять за абсолютную
ценность, – отмена рабства. Поскольку в ситуации мира, когда мятежные
южные штаты вернут себе представительство в конгрессе, этот законопроект
не реализовать, Линкольн принимает сложнейшее в своей жизни решение:
продолжать войну, оплачивая трупами соотечественников каждый день
политической возни. Конгрессменов на свою сторону он тоже переманивает
не только пламенными речами: каждый голос подкреплен сложными системами
договоренностей и уступок. Порой доходит даже до шантажа и давления.
Линкольн,
таким образом, придерживается сразу двух моделей лидерства. С одной
стороны, он уставший, мудрый, высохший, служитель нации, аскет-идеалист,
со всеми ведущий себя как равный. С другой – жесткий и расчетливый
функционер. Самое большое искусство здесь в том, чтобы носить две маски
одновременно.
«Кон-Тики»/ режиссер Йоахим Рённинг и Эспен Сандберг / Норвегия, 2012
Норвежский фильм 2012 года о путешествии Тура Хейердала и его
соратников из Южной Америки в Полинезию. «Кон-Тики» – название
примитивного деревянного плота, на котором плыли через океан ученые.
Рискуя своими жизнями, они пытались доказать, что тем же маршрутом
тысячи лет назад могли перемещаться целые народы. Фильм, впрочем, не
столько о науке, сколько о предпринимательстве: в нем подробно и
красочно описана каждая стадия экспедиции. Проверка гипотез. Разработка
прототипа. Поиск инвесторов. Связи со СМИ. Наем людей.
Кризис-менеджмент. Тренинги боевого духа. «Кон-Тики» был настоящим
бережливым стартапом задолго до того, как эту технологию описали Эрик
Рис и Стив Бланк. А Хейердал – не только бесконечно харизматичным
лидером, но и дотошным стратегом, перфекционистом на всех этапах
авантюры.
Фильм
наполнен описанием конкретных деловых уловок, но и пропитан романтикой
благородного дела, за которое герои готовы отдать жизнь. Маленький
кораблик посреди океана – все еще одна из сильнейших метафор на свете.
«Мистер Селфридж» (ТВ-сериал)/ режиссер Эндрю Дэвис / Великобритания, 2013
Документальная, но художественно приукрашенная история об
американском бизнесмене, владельце сети моллов, в 1909 году переехавшем в
Лондон, чтобы открыть там свой мегамаркет. Поскольку в Англии в те
времена была совсем другая, чем в США, культура торговли, герой в каждой
серии разбивает лбом очередную стену, преодолевая сопротивление и
скепсис британцев.
Мистер
Селфридж – дикий харизматик, мастер принятия решений, гибкий тактик и
дальновидный стратег; умелец говорить вдохновляющие сотрудников речи,
настоящий бренд-евангелист, ставший таковым задолго до изобретения этого
термина. Кроме этого, каждая серия – набор интереснейших кейсов по
управлению персоналом, мерчендайзингу товаров, художественному
оформлению торговых площадей, коммуникациям со СМИ. Герой использует
любое событие в Лондоне во благо своего бизнеса. Если мимо магазина
маршируют суфражистки, он, взвесив все риски, наряжает манекены в
витринах, чтобы выразить им поддержку. Если Конан Дойл выпускает новую
книгу, то автограф-сессия проходит именно в Selfridge’s. Если приезжает
балерина из России, она становится лицом марки.
Словом, не шоу, а мощный генератор деловой энергетики.
Немає коментарів:
Дописати коментар