Чарлз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в Лендпорте, близ Портсмута. Сын портового чиновника. В связи с разорением
отца и заключением его в долговую тюрьму Диккенс ещё мальчиком помогал семье.
Позднее был парламентским стенографом и газетным репортёром. В первом
произведении Диккенса - "Очерки Боза" (1836) сказались склонность Диккенса к
реалистической сатире, его жизнелюбивый юмор и сентиментальный пафос, в основе
которого - социальное сострадание. Роман "Посмертные записки Пиквикского клуба"
(1837) - комическая эпопея, в центре которой благодушный чудак мистер Пиквик,
наивный и трогательный благодетель человечества.
В дальнейшем Диккенс становится на путь критического реализма. Роман
"Приключения Оливера Твиста" (1838) написан под впечатлением закона о бедных,
обрекшего безработных и бедняков на голодное вымирание в так называемых работных
домах. Своё возмущение невыносимыми условиями существования народных масс
Диккенс воплотил в истории мальчика, рождённого в доме призрения и обречённого
на скитания по мрачным трущобам Лондона. В конце романа всё же одерживает верх
традиционная моральная схема и добродетель (в лице "добрых" капиталистов)
торжествует. В романе "Жизнь и приключения Николаса Никльби" (1839) особое
внимание уделено изображению ужасающих методов школьного воспитания детей и
разоблачению могущества "злых денег". Однако в конце романа вновь торжествует
фиктивная компромиссная социальная сила - "добрые деньги". В "Мартине Чезлвите"
(1844), написанном после первого посещения Диккенсом Америки, в основе сюжета -
критическое изображение не только американской действительности, но и
английского буржуазного общества в лице Пекснифа и Чезлвитов. Особое возмущение
Диккенса вызывает рабство негров в южных штатах.
С годами Диккенс приходит к убеждению, что только в среде угнетённых масс
сосредоточены положительные тенденции современного общества, проявляющиеся в
моральном превосходстве бедняков над богачами.
Сентиментальное умонастроение особенно сказалось в "Лавке древностей" (1841) и
в "Рождественских повестях" (1843-1846), где использовано и сказочное начало.
Переходными от ранних сочинений к зрелому реалистическому творчеству явились
любимые юношеством романы Диккенса "Домби и сын" (1848), где в центре - образ
жестокого собственника, и "Дэвид Копперфилд" (1850) - роман воспитания, в
котором прослеживается жизнь героя, напоминающая жизнь самого Диккенса.
Неудачи чартистского движения в Великобритании, половинчатые результаты
Революции 1848 года на континенте содействовали выявлению эксплуататорской
сущности капиталистического строя. К этому времени Диккенс проникается более
глубоким взглядом на буржуазное общество как единую систему зла. Он отказывается
от прежней схемы романа-авантюры и переходит к социально-проблемному роману.
Действие строится уже не по типу романа-биографии, а состоит из сложного
переплетения нескольких сюжетных линий. Пример такого построения - роман
"Холодный дом" (1853), действие которого вращается вокруг многолетнего судебного
процесса. Задуманный как сатира на буржуазное судопроизводство, роман
перерастает в символ бессмысленности человеческого существования перед лицом
бездушных "бумажных" законов, разрушающих нормальные человеческие отношения,
воплощённые в образах Джарндайса, Эстер, Ады и др.
В романе "Тяжёлые времена" (1854) место действия - чудовищный, не существующий
на карте угольный город "Коктаун". Диккенс создал непревзойдённые по
сатирической насыщенности гротескные образы буржуазных дельцов, для которых
"факты и цифры" - единственная реальность. Симпатии автора безраздельно на
стороне угнетённых, хотя он не обнаружил понимания необходимости революционной
борьбы рабочих. В "Крошке Доррит" (1857) изображена мрачная долговая тюрьма
Маршалси, одним из обитателей которой некогда был отец писателя. Другая сфера
действительности - жизнь государственных учреждений буржуазной Англии, которые
Диккенс сатирически обессмертил под названием "Министерства околичностей".
Диккенс дал здесь символически обобщённое изображение зловещих закономерностей
капиталистической системы, превращающих отдельного человека в игрушку
непознанных им враждебных сил.
Несколько особняком в цикле зрелых сочинений Диккенса стоит исторический роман о
Великой французской революции - "Повесть о двух городах" (1859). Изображая
нищету и бесправие масс, Диккенс горячо возмущается их угнетателями, считает
революцию неизбежной, но вместе с тем осуждает активные действия народа с точки
зрения христианского идеала. Последние романы Диккенса - "Большие ожидания"
(1861), "Наш общий друг" (1865), "Тайна Эдвина Друда" (неокончен, 1870) сочетают
элементы детективного и криминального жанров с глубокой социальной
проблематикой.
Мировая слава Чарлза Диккенса утвердилась непосредственно вслед за выходом его первых
книг. В России сочинения Диккенса имели большой резонанс с начала 40-х годов 19
века. В суждениях Белинского, Чернышевского,Островского,Гончарова, Короленко, Льва Толстого, Достоевского, Горького о романах Диккенса ведущей
является мысль об их замечательном юморе, демократизме и гуманизме.
Немає коментарів:
Дописати коментар