Сторінки

четвер, 6 вересня 2012 р.

Как поддерживать интерес к чтению.

В одной из лучших книг о чтении «Как роман» французский писатель Даниэль Пеннак сформулировал 10 правил детского чтения:

1. Право не читать.
2. Право перескакивать.
3. Право не дочитывать.
4. Право перечитывать.
5. Право читать что попало.
6. Право на боваризм (восторженно-возвышенное отношение к прочитанному, нежелание увидеть грань между фантазией и реальностью)
7. Право читать где попало.
8. Право читать вслух.
9. Право втыкаться («выудить с полки первую попавшуюся книгу, открыть ее на любой странице и воткнуться на минутку, потому что у нас в распоряжении только эта минутка и есть»)
10. Право молчать о прочитанном.

К этим правилам, которые подробно и очень увлекательно разбираются в «Как романе», можно добавить и еще некоторые советы:

– Не делайте чтение наказанием, не принуждайте детей к чтению и не лишайте книг за какой-то проступок.

– Если вы считаете, что до каких-то книг ребенок еще не дорос, просто уберите их из вида. Ко всей остальной литературе, будь то физика для любознательных или собрание сочинений Лескова дети должны иметь свободный доступ.

– Не отказывайте в совместном чтении. Если вы не заняты делом экстренной важности, не ссылайтесь на невозможность побыть вместе и почитать.

– Читайте вслух, даже если ребенок уже научился читать самостоятельно. Для детей это не только погружение в сюжет, но и бесценное время с родителем, которое у него никто не отнимет.

– Пользуйтесь детскими увлечениями. Поддерживайте волны интереса к рыцарям, космосу, насекомым и Древнему Риму книгами на полюбившуюся тематику.

– Дарите книги на праздники как своим детям, так и детям, к которым вы идете в гости.

– Берите книги в качестве развлечений в поездки, читайте в очереди в поликлинике или пока стоите в автомобильной пробке.

– Отвечайте на вопросы, которые возникают у детей в ходе чтения. Любознательность – это замечательно. Хотя если вопросов слишком много, предложите сначала дочитать главу, а потом ответить на все вопросы сразу.

– Запишитесь в библиотеку и выбирайте книги вместе с детьми. В библиотеке вы к тому же встретите много книг из собственного детства, некоторых из которых не найти даже у букинистов.

– Вместе ходите в книжные магазины.

– Заведите дневник читателя, куда вы или ребенок будете вписывать прочитанные произведения. Это и хороший мотиватор, и простой пример организованного подхода к чтению.

– Подпишитесь на детские журналы. Ребусы, раскраски, лабиринты вперемешку с рассказами и стихотворениями вызывают у детей интерес.

– Создайте собственную книгу! Например, из детских рисунков. Придумайте собственную историю или возьмите готовую. Картинки персонажей можно найти в интернете, а можно и самим нарисовать, текст тоже можно распечатать, а можно написать от руки.

– Поощряйте детскую выдумку. Вместе сочиняйте истории на прогулках, перед сном, в повседневных разговорах. Записывайте в одну тетрадь все интересное, что сочиняется на ходу, даже самые простые двустишия, сказки и нелепицы.

– Вовлекайте прочитанное в игры. Играйте в сказки, берите сюжеты для ролевых игр, декламируйте стихи во время прогулок, рисуйте и лепите любимых персонажей.

– Пусть дети видят в ваших руках не только электронные книги, но и бумажные. Говорите о том, что читаете сами. Рассказывайте о любимых книгах своего детства. Все-таки любовь к чтению не всегда, но в большинстве случаев, передается по наследству.

Немає коментарів:

Дописати коментар