Сторінки

субота, 11 липня 2015 р.

В обнимку с книжкой.


Можно ли усадить ребёнка летом за книгу? И что надо читать: что нравится или что задали в школе?Наш эксперт — психолог Надежда Данилова.
 В конце учебного года наши дети получили, как водится, список литературы на лето. 

Модный гаджет

Честно признаюсь, пару раз и мои дети читали рассказы с планшета. Как обычно бывает: время близится к ночи, а ребёнок вдруг вспоминает, что ему задали на завтра прочитать рассказ, которого у нас на книжной полке нет. И в этом случае остаётся только благодарить технический прогресс, который позволяет решить проблему в считанные минуты. Но это единственная причина, по которой младший школьник может читать с монитора.
Наивно думать, что электронное устройство поможет ребёнку полюбить чтение. Ведь чтение — это процесс, в котором важно всё. Не только сюжет и герои, но и запах страниц, возможность их перелистывать, ощущая бумагу, тяжесть томика, в вес которого словно вошли все герои...
— Электронные книги хороши для взрослых людей, которые уже научились и полюбили читать, — считает психолог Надежда Данилова. — У детей же знакомство с книгой должно быть именно в бумажном варианте. Чтобы можно было рассмотреть картинки, заложить страницу настоящей, а не электронной закладкой. Чтобы можно было положить книгу под подушку. Книга должна иметь цвет и запах — только в этом случае можно рассчитывать на то, что ребёнка увлечёт чтение. Не как выполнение домашнего задания, а как времяпрепровождение.

Ищите точки пересечения

Можно ли летом усадить ребёнка за книгу? Даже нужно! Сейчас у него нет уроков и бесконечных дополнительных занятий, а значит, он может отдаться целиком процессу чтения. Главное — не мешать, если ребёнка процесс захватил.
Не отнимайте книгу, потому что пришло время ложиться спать, обедать или идти на пляж. Постарайтесь совместить эти занятия. Если ребёнок сейчас «на самом интересном месте», можно позволить ему почитать в постели перед сном или под зонтиком на лежаке. А я иногда даже позволяю читать во время обеда. Некоторые же едят перед телевизором — в этом смысле книга намного лучше.
— Конечно, это не очень педагогично, — комментирует Надежда Данилова. — С другой стороны, ребёнок видит, как родители настолько увлечены чтением, что даже за едой не в силах оторваться. Так появляется понимание, что книга — это не скучная обязаловка, а что-то интересное. Поэтому в качестве положительного примера иногда можно раскрыть книжку и за обедом. Но правильно будет сразу же её отложить со словами: очень интересно, сейчас быстро поем и дочитаю.
Если ваш ребёнок наотрез отказывается читать, не спешите навязывать ему книги из списка рекомендованной литературы. Ищите книжку, которая его захватит, а то, что задали на лето, можно будет прочитать и потом, когда ребёнок войдёт во вкус.
Поищите точки пересечения той или иной книжки с интересами вашего ребёнка. Например, когда мы отдыхали в Греции, то всей семьёй читали Даррелла «Моя семья и другие животные», действие которой разворачивается на одном из греческих островов. У знакомой, отдыхающей на Таманском полуострове, старший ребёнок с удовольствием читает «Героя нашего времени». Другая приятельница предложила своему сыну, отлынивающему от дачных дел, почитать Тома Сойера, чтобы отлынивал с выдумкой. Своей дочери, озорной и непоседливой, я подсунула «Динку» Валентины Осеевой, и ребёнок читает повесть запоем, охотно пересказывая мне Динкины проказы и не уставая удивляться их с Динкой душевному родству. Кстати, книгу они читают периодически вдвоём с подружкой. Вслух, по очереди, попутно обсуждая описываемые события.

Не забывайте и традиционный путь — семейное чтение. После жаркого дня хорошо собраться всей семьёй за интересной книжкой. Читать тоже следует по очереди, а книжку выбирайте такую, которая увлечёт всех. Если родители будут зевать от скуки во время чтения, никакого положительного эффекта эта затея не даст. Как и в случае если сюжет не будет занимать детей.
И, конечно, помогайте ребёнку выбрать книгу для чтения. Вспоминайте всё, что вы читали в детстве, кратко рассказывайте, о чём была ваша любимая книга, чтобы заинтриговать чадо, делитесь впечатлениями.
Как делать не надо
Исходя из опыта мам, у которых дети любят читать, дам несколько рекомендаций.

Не заставляйте ребёнка

обязательно дочитывать книгу, которая «не пошла», и вообще читать книгу, которая не вызывает интерес.
Прежде чем смотреть фильм или мультик по повести или рассказу, предложите сначала это произведение прочитать. А потом сравнить кино и книгу.
Обсуждайте с ребёнком прочитанное. Только не в форме пересказа, а делясь впечатлениями и сохраняя интригу. «А где ты сейчас читаешь? Ах, Динка тонула. Сама же виновата, как ты считаешь?.. А ты уже дочитала до того места, когда они встретились с индейцем? Нет? Ну читай, потом обсудим...»
Не стремитесь слепо следовать списку книг, заданному на лето. Чтение — это удовольствие, а не домашнее задание. Пусть летом читает то, что нравится. А там, глядишь, к учебному году дозреет и до более сложных и рекомендованных в школе произведений.

http://subscribe.ru/digest/children/councils/n1979816890.html


1 коментар:

  1. Замечательная статья. Действительно, и я проверяла и на младших школьниках и, ребята старшего школьного возраста говорили мне, что лучше читать книги в бумажном варианте. А, когда предлагаешь книгу, не навязывая, потом сам получаешь удовольствие от того, как рассказывают ребята о прочитанном.

    ВідповістиВидалити